Шрифт
Интервал
Цвет

Адаптированная образовательная программа

Наличие адаптированных образовательных программ в вузах-партнерах РУМЦ Мининского университета:

Адаптированная образовательная программа высшего образования (далее АОП ВО) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, а для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации.

 

ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ АОП ВО ЯВЛЯЮТСЯ:

 

  • обеспечение инвалидам и лицам с ОВЗ права на получение высшего образования, развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей, социокультурной адаптации в обществе;
  • детализация особенностей реализации образовательного процесса для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов по конкретному направлению подготовки и направленности с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, включая абилитацию инвалидов.

 

 

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ АОП ВО ОРИЕНТИРОВАНЫ НА РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:

 

  • повышение уровня доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидов;
  • повышение качества высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидов;
  • создание в образовательной организации высшего образования специальных условий, необходимых для получения высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидами, их адаптации и социализации;
  • возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ или обучающихся инвалидов;
  • формирование в образовательной организации высшего образования толерантной социокультурной среды.

 

АОП ВО содержит комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, иных компонентов (иные компоненты включаются в состав образовательной программы по решению университета), оценочных и методических материалов, а также описания специальных условий для получения высшего образования по соответствующей АОП ВО обучающимися с ОВЗ и инвалидами.

Структура АОП ВО состоит из тех же блоков, что и структура основной образовательной программы высшего образования (далее - ООП ВО) по направлению подготовки или специальности, и определяется соответствующим ФГОС ВО. К комплектности АОП ВО предъявляются те же требования, что и к ООП ВО, при этом в части ее разделов вносятся дополнения, отражающие специфику условий для получения высшего образования по образовательным программам инвалидами и обучающимися с ОВЗ.

Детальное уточнение специальных условий является одним из существенных аспектов разработки АОП ВО и основывается на Методических рекомендациях по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмо Минобрнауки России от 08.04.2014 г. №АК-44/05вн).

 

ЭТИ РЕКОМЕНДАЦИИ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ:

 

  • организационно-нормативные требования;

  • требования к кадровому обеспечению;

  • работу с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ОВЗ;

  • доступность зданий образовательных организаций и безопасное в них нахождение;

  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

  • адаптацию образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

  • организацию образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения;

  • комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение.

 

Содержание АОП ВО и условия организации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ определяются в том числе в соответствии с ИПРА инвалида (при наличии), а для обучающихся с ОВЗ - на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ППМК).

При этом необходимо предусмотреть:

  • возможность обучения в общие сроки или с удлинением срока обучения (проведение дополнительных занятий, консультаций);

  • обеспечение требуемых для данного обучающегося с учетом его ограничений здоровья специальных учебно-методических и компенсаторных технических средств;

  • наличие адаптационных дисциплин (модулей) в вариативной части образовательных программ, позволяющих индивидуально корректировать нарушения учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся;

  • выбор методов обучения, обусловленный в каждом отдельном случае целями обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися с ОВЗ;

  • обеспечение обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;

  • выбор мест прохождения практики с учетом рекомендаций, данных обучающимся по заключению бюро медико-социальной экспертизы или ПМПК относительно рекомендованных условий и видов труда;

  • проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений их здоровья;

  • разработку при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков, позволяющих обучаться с учетом различных вариантов проведения занятий в университете (как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах) или на дому с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

  • осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидов в соответствии с рекомендациями бюро медико-социальной экспертизы или ПМПК;

  • установление особого порядка освоения дисциплин (модулей) в области физической культуры и спорта на основе соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры;

  • создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидам.

 

 

Нормативная документация:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

  3. Федерального закона Российской Федерации от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

  4. Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки (специальности);

  6. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309;

  7. Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего обра­зования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистра­туры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 г. № 1147;

  8. Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.01.2017 г. №13;

  9. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программа бакалавриата, программа специалиста, программа магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. №301;

  10. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по обра­зовательным программам высшего образования - программам подготовки научно­педагогических кадров в аспирантуре, утвержденный приказом Минобрнауки России ot11.2013 г. № 1259;

  11. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 г. № 1383;
  12. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29.06.2015г.№636;

  13. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, утвержденный приказом Минобрнауки России от 18.03.2016 г. №227;

  14. Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденные постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 10.07.2013 г. № 582;

  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017 № 575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации»;

  16. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.06.2017 г. № 486н;

  17. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образова­ния, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмо Минобрнауки Рос­сии от 08.04.2014 г. № АК-44/05вн).

  18. Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 г. № 1297;