Адаптированная образовательная программа
- Главная
- /
- Адаптированная образовательная программа
Наличие адаптированных образовательных программ в вузах-партнерах РУМЦ Мининского университета:
Адаптированная образовательная программа высшего образования (далее АОП ВО) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, а для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации.
ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ АОП ВО ЯВЛЯЮТСЯ:
- обеспечение инвалидам и лицам с ОВЗ права на получение высшего образования, развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей, социокультурной адаптации в обществе;
- детализация особенностей реализации образовательного процесса для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов по конкретному направлению подготовки и направленности с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, включая абилитацию инвалидов.
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ АОП ВО ОРИЕНТИРОВАНЫ НА РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:
- повышение уровня доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидов;
- повышение качества высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидов;
- создание в образовательной организации высшего образования специальных условий, необходимых для получения высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидами, их адаптации и социализации;
- возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ или обучающихся инвалидов;
- формирование в образовательной организации высшего образования толерантной социокультурной среды.
АОП ВО содержит комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, иных компонентов (иные компоненты включаются в состав образовательной программы по решению университета), оценочных и методических материалов, а также описания специальных условий для получения высшего образования по соответствующей АОП ВО обучающимися с ОВЗ и инвалидами.
Структура АОП ВО состоит из тех же блоков, что и структура основной образовательной программы высшего образования (далее - ООП ВО) по направлению подготовки или специальности, и определяется соответствующим ФГОС ВО. К комплектности АОП ВО предъявляются те же требования, что и к ООП ВО, при этом в части ее разделов вносятся дополнения, отражающие специфику условий для получения высшего образования по образовательным программам инвалидами и обучающимися с ОВЗ.
Детальное уточнение специальных условий является одним из существенных аспектов разработки АОП ВО и основывается на Методических рекомендациях по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмо Минобрнауки России от 08.04.2014 г. №АК-44/05вн).
ЭТИ РЕКОМЕНДАЦИИ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ:
-
организационно-нормативные требования;
-
требования к кадровому обеспечению;
-
работу с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ОВЗ;
-
доступность зданий образовательных организаций и безопасное в них нахождение;
-
материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
-
адаптацию образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
-
организацию образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения;
-
комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение.
Содержание АОП ВО и условия организации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ определяются в том числе в соответствии с ИПРА инвалида (при наличии), а для обучающихся с ОВЗ - на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ППМК).
При этом необходимо предусмотреть:
-
возможность обучения в общие сроки или с удлинением срока обучения (проведение дополнительных занятий, консультаций);
-
обеспечение требуемых для данного обучающегося с учетом его ограничений здоровья специальных учебно-методических и компенсаторных технических средств;
-
наличие адаптационных дисциплин (модулей) в вариативной части образовательных программ, позволяющих индивидуально корректировать нарушения учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся;
-
выбор методов обучения, обусловленный в каждом отдельном случае целями обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися с ОВЗ;
-
обеспечение обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;
-
выбор мест прохождения практики с учетом рекомендаций, данных обучающимся по заключению бюро медико-социальной экспертизы или ПМПК относительно рекомендованных условий и видов труда;
-
проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений их здоровья;
-
разработку при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков, позволяющих обучаться с учетом различных вариантов проведения занятий в университете (как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах) или на дому с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
-
осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидов в соответствии с рекомендациями бюро медико-социальной экспертизы или ПМПК;
-
установление особого порядка освоения дисциплин (модулей) в области физической культуры и спорта на основе соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры;
-
создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидам.
Нормативная документация:
-
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 г. № 1383;