Новости
- Главная
- /
- Новости
- /
- "Содержание и механизм реализации системы содействия трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью"
"Содержание и механизм реализации системы содействия трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью"
16 мая 2018 года Ресурсный учебно-методический центр Мининского университета на базе ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» провел мероприятие «Экспертная сессия «Содержание и механизм реализации системы содействия трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью», посвящённое вопросам трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью.
В работе данного мероприятия приняли участие более 100 человек, в том числе – 80 в очном формате, среди них: научно-педагогические работники ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»; представители образовательных организаций высшего образования Самарской области, представители организаций-работодателей; СамГМУ Минздрава России; Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области, Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области; сотрудники ГКУ СО «Центр занятости населения»; представители Фондов помощи детям, представители Сурдоцентра Самарской области; представители НРООИ «Инватур»; обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью.
В онлайн режиме в мероприятии приняли участие 27 представителей 18 вузов «закрепленной территории» из Нижегородской, Пензенской, Самарской, Ульяновской, Саратовской областей, Республики Мордовия, Пермского края.
Открыли мероприятие доктор педагогических наук, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» О.В. Юсупова и представители РУМЦ, сотрудники кафедры специальной педагогики и психологии Мининского университета: кандидат психологических наук, доцент С.Н. Каштанова, кандидат психологических наук, доцент В.А. Кудрявцев, которые поприветствовали участников и отметили значимость рассматриваемой проблемы.
В рамках данного мероприятия участниками были проанализированы и объективизированы актуальные проблемы трудоустройства и постдипломного сопровождения выпускников с ОВЗ и инвалидностью, осуществлен многоаспектный анализ успешных практик содействия трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузах, организована работа проектных групп для моделирования организационно-содержательных компонентов системы содействия трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью, результатом которой стала проработка экспертных решений рисков и перспектив постдипломного сопровождения.
В ходе анализа проблем содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью были выявлены дефициты существующей системы трудоустройства на уровне служб занятости населения, центров трудоустройства вузов, преподавателей, общественных организаций инвалидов и самих обучающихся. Участниками мероприятия была дана объективная оценка системы содействия трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью на уровне образовательных организаций высшего образования.
В рамках кластерного моделирования организации и содержания системы содействия трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью был проведен SWOT-анализ актуальных практик содействия трудоустройству выпускников.
В ходе коллегиального SWOT-анализа актуальных практик содействия трудоустройству выпускников, в том числе лиц с ОВЗ и инвалидностью, участники детально рассмотрели образцы реальных программ содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, разработанные вузами РФ. Результатом данного этапа стал обзор типичных ошибок и дефицитов содержательного наполнения программ: отсутствие системности действий различных структур вуза, фрагментарность мероприятий, недостаточность теоретико-методологических основ, необходимых для реализации основных практических шагов.
По итогам SWOT-анализа актуальных практик содействия трудоустройству выпускников, в том числе лиц с ОВЗ и инвалидностью, участники практически единогласно сошлись во мнении о том, что в большинстве программ сопровождение обучающихся «не видно самого обучающегося», что выражается в малой субъектной активности студента (потенциального рабочего места). Также было отмечено отсутствие в программах практических решений по установлению обратной связи с различными субъектами профессионального и образовательного пространства. Вместе с тем отмечено немало позитивных моментов, взятых на вооружение, элементов программ в части обеспечения межсекторного и межведомственного взаимодействия, наличия выстроенных партнерских связей с определенными сферами ответственности и регламентированным функционалом.
Анализ перспективных возможностей и рисков построения и реализации программ позволил выйти на обсуждение эффективных стратегий развития системы постдипломного сопровождения выпускников, в том числе с ОВЗ и инвалидностью. Особенно это актуально на этапе вхождения в профессиональную деятельность и закреплении в профессии. Участниками мероприятия единогласно поддержана необходимость разработки и внедрения адаптационных курсов (модулей, программ), ориентированных на реализацию оптимальных условий профессионально-личностного роста и развития обучающихся. Актуализирована потребность в специальных сервисах сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью в профессиональной среде.
По итогам экспертной сессии, все участники отметили высокий уровень организации мероприятия, его своевременность и практическую значимость.