Новости
- Главная
- /
- Новости
- /
- Сall-центр РУМЦ Мининского университета проводит консультации по вопросам организации приема в 2020 году с использованием ДОТ
Сall-центр РУМЦ Мининского университета проводит консультации по вопросам организации приема в 2020 году с использованием ДОТ
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, а также в соответствии с подпунктом 4.2.31 пункта 4.2 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. No 682 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, No 26, ст. 3851; 2020, No 7, ст. 846) Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 15.06.2020 № 726 устанавливаются особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020/21 учебный год. Специалисты Call-центра РУМЦ Мининского университета осуществляют консультационную и информационно-методическую поддержку заинтересованных лиц, находящимся на подведомственной РУМЦ территории, по вопросам приема лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательные организации высшего образования с использованием дистанционных образовательных технологий в 2020 году в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции.
Специалисты Call-центра подготовили ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, которые сгруппированы по разделам. Раздел открывается по клику на заголовок.
Ответы на часто задаваемые вопросы по организации приема лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательные организации высшего образования с использованием дистанционных образовательных технологий в 2020 году
Личное дистанционное рабочее место абитуриента с инвалидностью, находящегося вне образовательной организации, оборудуется самим абитуриентом в соответствии с требованиями образовательной организации по прохождению вступительного испытания.
При необходимости сотрудники образовательной организации и/или сотрудники РУМЦ могут оказывать поступающему с инвалидностью удаленную помощь и консультирование по оборудованию личного дистанционного рабочего места абитуриента.
На компьютере (ноутбуке, мобильном устройстве) абитуриента устанавливается комплект оборудования и программного обеспечения в соответствии с требованиями образовательной организации по прохождению вступительных испытаний.
В период приемной кампании с целью оказания удаленной помощи поступающим с инвалидностью образовательной организации рекомендуется выделить:
- представителя университета, который осуществляет консультирование абитуриентов с инвалидностью по вопросам обучения в образовательной организации, в том числе по вопросам, касающихся специальных условий обучения, созданных в образовательной организации;
- сотрудника приемной комиссии, который осуществляет консультирование по вопросам подачи документов в дистанционном формате, а также регистрацию поступающего, запись на вступительные испытания (при необходимости), формирование личного дела, фиксирует необходимость предоставления специальных условий при проведении вступительных испытаний с использованием ДОТ и пр.
- ассистента, который удаленно оказывает помощь абитуриенту и инвалидностью с учетом его индивидуальных особенностей, из числа сотрудников образовательной организации или привлеченных лиц.
В функции ассистента могут входить:
- удаленная техническая помощь до начала проведения вступительных испытаний: установка и настройка на компьютере (ноутбуке, мобильном устройстве) абитуриента необходимого оборудования и программного обеспечения;
- удаленная техническая помощь во время вступительных испытаний: запуск необходимого программного обеспечения, контроль за работой программного обеспечения, отправка выполненных заданий;
- удаленная помощь в ходе проведения вступительных испытаний: зачитывание заданий, ввод и оформление ответов на задания, общение с преподавателями, проводящими вступительное испытание.
На компьютере (ноутбуке, мобильном устройстве) абитуриента устанавливается комплект оборудования и программного обеспечения в соответствии с требованиями образовательной организации по прохождению вступительных испытаний.
Для оказания удаленной технической помощи рекомендуется использовать программы, обеспечивающие удаленный доступ к рабочему столу абитуриента, например, TeamViewer, Ammyy Admin, AeroAdmin, Radmin и пр.
- Для приема документов, консультирования и проведения вступительных испытаний абитуриентов с инвалидностью в дистанционном формате образовательной организации рекомендуется выделить:
- представителя университета, который осуществляет консультирование абитуриентов с инвалидностью по вопросам обучения в образовательной организации, в том числе по вопросам, касающихся специальных условий обучения, созданных в образовательной организации;
- сотрудника приемной комиссии, который осуществляет консультирование по вопросам подачи документов в дистанционном формате, а также регистрацию поступающего, запись на вступительные испытания (при необходимости), формирование личного дела, фиксирует необходимость предоставления специальных условий при проведении вступительных испытаний с использованием ДОТ и пр.
- ассистента, который удаленно оказывает помощь абитуриенту и инвалидностью с учетом его индивидуальных особенностей, из числа сотрудников образовательной организации или привлеченных лиц.
- Поступающий с инвалидностью предоставляет в образовательную организацию электронную копию документа (скан или фотокопию), подтверждающий инвалидность и (или) ограниченные возможности здоровья.
- Дополнительно, по своему усмотрению, поступающий с инвалидностью может прислать копию индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), содержащую информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда. Лицо с ограниченными возможностями здоровья может направить заключение психолого-медико-педагогической комиссии, содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения.
- Сотрудник приемной комиссии уведомляет ассистента, оказывающего удаленную техническую помощь абитуриенту с инвалидностью, о наличии абитуриентов, которые будут сдавать вступительные испытания, проводимые образовательной организацией самостоятельно, о необходимости создания ему специальных условий при проведении вступительных испытаний с использованием ДОТ.
- Ассистент, оказывающий удаленную техническую помощь абитуриенту с инвалидностью, координирует работу по подготовке и применению специальных условий при проведении вступительных испытаний с использованием ДОТ.
- Ассистент, оказывающий удаленную техническую помощь абитуриенту с инвалидностью, после подтверждения необходимости создания специальных условий при проведении вступительных испытаний с использованием ДОТ, осуществляет взаимодействие с абитуриентом с инвалидностью по прохождению вступительных испытаний с учетом его индивидуальных психофизических особенностей.
С целью подтверждения подлинности документов об установлении инвалидности образовательная организация вправе официальные направить запросы в главные бюро медико-социальной экспертизы субъектов РФ, выдавших документы, с указанием реквизита документа, подтверждающего инвалидность (серия и номер справки медико-социальной экспертизы, наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, дата установления инвалидности, дата очередного освидетельствования) и/или скан-копий документа, подтверждающего наличие инвалидности.
Личное дистанционное рабочее место абитуриента с инвалидностью, находящегося вне образовательной организации, оборудуется самим абитуриентом в соответствии с требованиями образовательной организации по прохождению вступительного испытания.
При необходимости сотрудники образовательной организации и/или РУМЦ могут оказывать поступающему с инвалидностью удаленную помощь и консультирование по оборудованию личного дистанционного рабочего места абитуриента.
На компьютере (ноутбуке, мобильном устройстве) абитуриента устанавливается комплект оборудования и программного обеспечения в соответствии с требованиями образовательной организации по прохождению вступительных испытаний.
Для оказания удаленной технической помощи абитуриентам с инвалидностью рекомендуется при организации дистанционного рабочего места на компьютере (ноутбуке, мобильном устройстве) использовать программы, обеспечивающие удаленный доступ к рабочему столу пользователя (например, TeamViewer, Ammyy Admin, AeroAdmin, Radmin и пр.).
Абитуриентом с нарушениями опорно-двигательного аппарата (нарушениями двигательных функций рук) могут быть использованы альтернативные устройства ввода информации и управления компьютером, такие как джойстик, роллер, выносные кнопки мыши, головная или ножная компьютерная мышь, адаптированная клавиатура, ай-трекер, сенсорный монитор и др.
Для них рекомендуется использование свободно распространяемого ассистивного программного обеспечения и специальных возможностей, предоставляемых операционными системами, облегчающих и ускоряющих ввод информации (виртуальная (экранная) клавиатура, сочетание клавиш, набор текста с помощью голоса и пр.);
Для абитуриентов с нарушениями зрения рекомендуется использование средств для усиления остаточного зрения и средств преобразования визуальной информации в аудио и тактильные сигналы. Они могут использовать собственные тифлоинформационные устройства, которые совместимы с большинством используемого программного обеспечения (дисплей Брайля, тифлокомпьютер и т.п.);
Слабовидящие абитуриенты в процессе вступительных испытаний могут использовать специальные возможности операционных систем (увеличение разрешения экрана, режим высокой контрастности, изменение цвета и указателя мыши, экранная лупа, экранный диктор), а также ассистивные программные средства: программы экранного увеличения, программы синтеза речи, программы-конверторы текстовой информации в аудиофайл и т.п.;
Для незрячих абитуриентов возможно использование программного обеспечения экранного доступа (например, NVDA (Non Visual Desktop Access), которая позволяет им работать на компьютере без применения зрения, выводя всю необходимую информацию с помощью речи или на брайлевский дисплей, программ оптического распознавания символов, программ синтеза речи.
При использовании электронной информационно-образовательной среды (далее – ЭИОС) во время проведения вступительных испытаний должен быть обеспечен свободный обмен информацией между всеми участниками вступительных испытаний, а также эффективный доступ к используемым информационным ресурсам вне зависимости от физических ограничений абитуриентов и их территориального положения относительно образовательной организации.
При использовании ЭИОС образовательной организации для проведения вступительных испытаний необходима установка плагина специальных возможностей (например, блок Accessibility в системе дистанционного обучения Moodle). Он позволит поступающему настроить необходимый для него размер и начертание шрифта, межстрочный интервал, установить различные сочетания цвета текста и фона, увеличить контрастность текста и изображений, включить режим озвучивания текста на странице и т.п.
При проведении вступительных испытаний рекомендуется соблюдать требования доступности веб-контента ЭИОС образовательной организации:
- текстовая версия любого нетекстового контента должна быть приспособлена для его возможного преобразования в альтернативные формы, удобные для восприятия различными пользователями (увеличенный шрифт, озвучивание, специальные знаки или упрощенный язык);
- в аудиофайле должна быть предусмотрена возможность паузы или остановки аудиозаписи, а также и управление громкостью звука, независимо от управления общей громкостью системы;
- размер шрифта текста, за исключением титров и изображений текста, может быть изменен пользователем в пределах до 200 % без использования ассистивных технологий и без потери контента или функциональности;
- графический материал (рисунки, схемы, графики и пр.) должен быть высокого разрешения;
- визуальное отображение текста и текст на изображениях должны иметь коэффициент контрастности не менее 7:1;
- текст на изображениях должен использоваться только для оформления или в случаях, когда специфическое отображение текста имеет ключевое значение для передачи информации. Если используемые технологии имеют визуальное представление, то для передачи информации предпочтительно использовать текст, а не текст на изображениях;
- необходимо подготовить альтернативные текстовые описания изображений. Для графиков это могут быть таблицы, содержащие те же данные;
- формулы рекомендуется представлять в формате TeX.
Вступительные испытания проводятся в форме, определяемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с правилами приема.
Образовательная организация обеспечивает идентификацию личности абитуриента с инвалидностью, выбор способа которой определяется организацией самостоятельно.
Вступительные испытания проводятся в форме, определяемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с правилами приема.
Материалы вступительных испытаний предоставляются поступающему с инвалидностью в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
- для лиц с нарушениями зрения – в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, в форме аудиофайла, в печатной форме шрифтом Брайля;
- для лиц с нарушениями слуха – в печатной форме, в форме электронного документа;
- для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата – в печатной форме, в форме электронного документа, в форме аудиофайла;
- для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития) рекомендуется использовать текст с иллюстрациями, мультимедийные материалы.
Продолжительность вступительного испытания для абитуриентов с инвалидностью при необходимости увеличивается, но не более чем на 1,5 часа. Во время проведения вступительного испытания абитуриенту с инвалидностью может быть предоставлен перерыв в рамках времени, отведенного на вступительное испытание, для отдыха, приема пищи или лекарств.
Образовательные организации высшего образования разрабатывают инструктивные документы для абитуриентов с инвалидностью по работе с электронными ресурсами, посредством которых осуществляется электронная подача документов и проводятся вступительные испытания (п.19 Приказа Минобрнауки России от 15.06.2020 г. № 726)
Инструктивные документы по порядку проведения вступительных испытаний и задания вступительных испытаний предоставляются абитуриенту с инвалидностью в форме, адаптированной с учетом особенностей его психофизического состояния здоровья и особенностями восприятия информации.
Инструктивные документы по порядку проведения вступительных испытаний могут быть предоставлены в печатной форме (в форме электронного документа), устно, с использованием услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу).
При использовании на вступительном испытании услуг ассистента образовательной организации рекомендуется вести видео и аудиозапись всей процедуры вступительного испытания.
В качестве системы обеспечения взаимодействия между участниками вступительных испытаний может использоваться программное обеспечение, позволяющее организовать видеоконференцсвязь, а также создание и выгрузку записи процедуры вступительных испытаний для их повторного просмотра.
Для предоставления заданий вступительных испытаний наиболее универсальным форматом является формат электронного документа, который может быть размещен в ЭИОС образовательной организации или предоставлен в виде отдельного файла. Задания также могут предоставляться в устной форме и зачитываться ассистентом.
Вступительные испытания проводятся в форме, определяемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с правилами приема.
Ответы на задания вступительных испытаний абитуриент с инвалидностью может давать удобным для себя способом в зависимости от его индивидуальных особенностей. Ответы могут быть даны абитуриентом с инвалидностью как в устной, так и письменной форме.
- при вступительном испытании, проводимом в форме тестирования, абитуриент с инвалидностью может давать ответы на компьютере в ЭИОС образовательной организации, письменно шрифтом Брайля или с использованием услуг ассистента, удаленно оказывающего техническую помощь;
- при вступительных испытаниях, проводимых в письменной форме, абитуриент с инвалидностью может давать ответы на задания на компьютере в форме электронного документа, письменно шрифтом Брайля, с использованием услуг ассистента;
- при вступительных испытаниях в форме собеседования абитуриент с инвалидностью может отвечать устно и (или) с использованием услуги по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу).
Во время проведения вступительных испытаний абитуриент с инвалидностью может использовать необходимые ему специальные технические средства и ассистивные программы, перечень которых содержится в заявлении поступающего, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий. Это могут быть программы экранного доступа для незрячих и слабовидящих (JAWS, NVDA т.п.), программы экранного увеличения, дисплей Брайля, тифлокомпьютер и пр.).
Если у Вас появились дополнительные вопросы, консультационную поддержку можно получить по телефону 8 800 550 61 15 (звонок бесплатный), на сайте инклюзивноеобразование.рф ( https://инклюзивноеобразование.рф/контакты), а также путем заполнения онлайн-заявки: https://rumc.mininuniver.ru/consult