Шрифт
Интервал
Цвет

Новости

27.11.2018

«Стратегические линии развития инклюзивного высшего образования на современном этапе».

Ресурсный учебно-методический центр Мининского университета в рамках взаимодействия с образовательными организациями высшего образования, находящимися на подведомственной ему территории, 26 ноября 2018 года организовал мероприятие по вопросам развития инклюзивного высшего образования: Международная научно-практическая конференция «Стратегические линии развития инклюзивного высшего образования на современном этапе».

Конференция «Стратегические линии развития инклюзивного высшего образования на современном этапе» — часть сетевых мероприятий РУМЦ, которые проводятся с целью обсуждения основных проблем и путей их решения в развитии системы инклюзивного высшего образования, рассмотрения вопросов эффективной взаимосвязи субъектов реализации принципов инклюзии на всех образовательных уровнях. 

Конференция обобщила российский и зарубежный опыт, а также продемонстрировала результаты научного поиска решений актуальных проблем инклюзивного высшего образования и их общественно-профессионального обсуждения.

Проблемное поле конференции составили ключевые направления инклюзивного высшего образования. Основными формами работы конференции стали:

  • пленарное заседание по актуальным проблемам инклюзивного высшего образования в России и зарубежом;
  • воркшопы, предусматривающие профессионально-общественное обсуждение довузовской  подготовки  лиц с ОВЗ  и инвалидностью, профориентационной работы в вузах, трудоустройство и содействие профессиональному и карьерному развитию лиц с ОВЗ  и инвалидностью;
  • круглые столы, на которых обсуждались позитивные практики реализации образовательного процесса в системе инклюзивного высшего образования, адаптационные технологии в системе сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, социальное партнерство в развития инклюзивного высшего образования и социокультурное пространство инклюзивного вуза.

С приветственным словом к участникам конференции выступили: Александр Александрович Федоров, ректор Мининского университета, доктор философских наук, профессор и NING YUAN, заместитель руководителя департамента образования провинции Шэньси (КНР), Татьяна Федоровна Краснопевцева, директор РУМЦ Мининского университета.

 

 

Александр Федоров, комментируя деятельность РУМЦ Мининского университета, отмечает, что этот проект выходит на  новый уровень своего развития. На данный момент РУМЦ Мининского университета – один из 21 РУМЦ РФ.

«Есть вещи, которые общество может сделать только в консолидации: это и отношение к людям с инвалидностью и ОВЗ, и вовлечение их в трудовую деятельность, и расширение спектра возможностей для людей со всеми типами нозологий. Конференция позволит выйти нам на идею конвенции. Среди участников конференции представители вузов-партнеров из России, а также наши коллеги из Китая, Германии, Финляндии, США, республики Беларусь и Казахстана, которые владеют инклюзивными технологиями».

NING YUAN, заместитель руководителя департамента образования провинции Шэньси (КНР), глава китайской делегации:

«Сейчас в Китае развивается инклюзивное образование. Провинция Шэньси как раз является одной из первых провинций Китая, которая начала работать в этой сфере. Сейчас очень большое количество учебных заведений, адаптированных для лиц с инвалидностью и ОВЗ. Существуют различные фонды, поддерживающие таких студентов. В нашей делегации представители из различных вузов провинции. В их числе – крупнейший педагогический вуз и университет изящных искусств. В последнем наиболее развито инклюзивное образование – там много обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. В Китае есть план по развитию инлюзивного образования. Важны два аспекта: наличие человеческих ресурсов и наличие инфраструктуры. Нам интересно как рассматривается вопрос инклюзивного образования в России и других странах. Мы, в свою очередь, готовы поделиться особенностями инклюзивного образования в Китае».

Краснопевцева Татьяна Федоровна, директор РУМЦ Мининского университета:

«Мы – молодая структура, но за этот год интенсивной работы накопили немало опыта, которым готовы поделиться в рамках данной конференции. Результата мы достигли благодаря тесному взаимодействию с сетью РУМЦ, вузами-партнерами с закрепленной за нами территории, с общественными организациями, с органами исполнительной власти».

 

С докладами в пленарной части конференции и работе дискуссинных площадок выступили представители 11 вузов-партнеров сети РУМЦ Мининского университета из Пензенской области, Пермского края, Самарской области, Ульяновской области, Республики Мордовия, Саратовской области, 9 вузов зарубежных стран, 4 региональные общественные организации инвалидов, коллеги из РУМЦ Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского и РУМЦ Новосибирского государственного технического университета, органы управления образованием, представители Главного бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области, организации среднего профессионального образования.

TIMO Unto Ala-Vähälä, управляющий директор, научный сотрудник, «Ювяскюльский Южный университет» (г. Ювяскюля, Финляндия), затронул правовые аспекты вопроса инклюзивного образования, упомянул о решениях, принятых на национальном уровне, затронул конвенцию ООН по правам людей с ОВЗ, акт о недопущении дискриминации. Отдельно спикер выделил важность доступности всех материалов для студентов с инвалидностью и ОВЗ. «Им должны быть предложены адаптивные методы, этим принципам должно соответствовать обучение. Мы стремимся к прозрачности и доступной среде. Важна физическая и психологическая доступность».

Серебрянникова Ольга Анатольевна, советник Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ (г. Москва), также рассказала про правовые документы в области инклюзивного образования, портал «Инклюзивное образование.рф», деятельность сети РУМЦ и комплексную модель обучения и сопровождение студентов с инвалидностью.

 

Роман Геннадьевич Пономаренко, руководитель Нижегородской региональной общественной организации инвалидов «Ковчег»:

«Как же это здорово быть в команде с делателями. Кто создаёт пространство изменений. Пространство инклюзии и удивительных возможностей. Возможностей без ограничений. И ещё я не перестаю удивляться пространству, где воспитывают таких вот студентов. С глазами смелой свободы и желания быть полезными».

 

 

Сформулированные проблемы, озвученные на панельной дискуссии, обсудили на дискуссионных плошадках.

Всего в конференции приняли участие 125  человек из 11 городов  Российской Федерации (Москва, Нижний Новгород, Пенза, Пермь, Самара, Тольятти, Ульяновск, Саранск, Саратов, Ялта, Новосибирск), в том числе представители Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ, общественных организаций НРООООИ  «Всероссийское общество глухих», НРООООИ «Ковчег», НРООРДИЗ «Перспектива», ЧУ «Нижегородский областной центр реабилитации инвалидов по зрению «Камерата», представители специальных (коррекционных) школ МКОУ «Школа-интернат № 65», ГКОУ  «Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей», Центра занятости населения г. Н.Новгорода, РУМЦ Новосибирского государственного технического университета, РУМЦ Крымского федерального университета им.В.И.Вернадского.

В конференции приняли участие представители 13 вузов – партнеров РУМЦ Мининского университета: ФГБОУ ВО Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет», ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», ФГБОУ ВО НГТУ им. Р.Е. Алексеева, ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет», ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», ФГБОУ ВО «НГЛУ им. Н. А. Добролюбова», ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева», ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. И. И. Лобачевского».

 

Участниками конференции стали 13 представителей из 6 зарубежных стран: Китай, Германия, Финляндия, США, республика Беларусь, Казахстан.

В дистанционном формате участие приняли более 15 вузов-партнеров РУМЦ Мининского университета из Пензенской области, Пермского края, Самарской области, Ульяновской области, Республики Мордовия, Саратовской области.

Участники конференции отметили высокий уровень организации конференции, актуальность и практическую значимость обсуждаемых вопросов.

Инклюзивное высшее образование на современном этапе обуславливает разработку стратегии, направленной на решение стоящих перед ним задач, с целью повышения его доступности и  качества на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.  Успешное решение стратегических задач возможно только при условии их разумного распределения по времени и наличия необходимого ресурсного и управленческого сопровождения. 

 

  

 

ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ

 Сборник по материалам конференции