Новости
- Главная
- /
- Новости
- /
- Отраслевые РУМЦ, подведомственные Мипросвещения РФ, провели сетевой (отраслевой) форум «Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития»
Отраслевые РУМЦ, подведомственные Мипросвещения РФ, провели сетевой (отраслевой) форум «Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития»
РУМЦ Мининского университета совместно с РУМЦ МГППУ, РУМЦ им. РГПУ им. А.И. Герцена при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках взаимодействия с образовательными организациями высшего образования в период с 11 по 13 декабря 2024 г. организовали ежегодный Сетевой (отраслевой) форум «Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития».
С приветственным словом к участникам Форума обратились заместитель директора Департамента кадровой политики Министерства просвещения Российской Федерации Сергей Степанович Антонов, ректор РГПУ им. А. И. Герцена Сергей Валентинович Тарасов, заместитель руководителя проектного офиса сети РУМЦ Министерства науки и высшего образования РФ Снежана Владимировна Брусенко, директор РУМЦ Мининского университета Татьяна Федоровна Краснопевцева.
Сергей Антонов выразил надежду, что итоги форума по важнейшим вопросам инклюзии и создания необходимых условий для студентов в вузах позволят им дальше успешно реализоваться в профессии и в жизни. Сергей Тарасов в своем обращении, акцентировал внимание, что форум позволит обсудить широкий круг актуальных и значимых, и в концептуальном, и в практическом плане, вопросов, касающихся дальнейшего повышения роли педагогического образования как института формирования инклюзивного общественного сознания, а также наметить пути активизации позиций педагогических вузов как субъектов реализации государственной политики в сфере поддержки лиц с ОВЗ и их семей, инклюзивной молодежной политики, политики инклюзивного трудоустройства и занятости. Снежана Брусенко отметила, что форум способствует эффективному ответу на те вызовы, которые ставит перед системой высшего образования увеличение количества учащихся с инвалидностью и ОВЗ. Татьяна Краснопевцева отметила, что в рамках мероприятия предстоит сделать еще один шаг на пути осознания вызова, перед которым стоит современное образование, и тех задач, которые встают перед научным и профессиональным сообществом, и акцентировала внимание, что форум станет местом для обсуждения теоретических, исторических и прикладных аспектов инклюзии, благодаря привлечению участников из различных профессиональных сфер, а конструктивный диалог позволит осознать риски и проблемы, увидеть новые перспективы развития и реализации инклюзии не только в сфере образования, но и социальной сфере, культуре, спорте и медицине.
Программа Форума включала в себя пленарное заседание «Высшее педагогическое образование как ресурс формирования инклюзивного общественного сознания», круглый стол «Инклюзивное высшее педагогическое образование в контексте государственной политики в сфере поддержки семей лиц с ОВЗ и инвалидностью», открытую дискуссию «Высшее педагогическое образование в контексте инклюзивной молодежной политики» и форсайт-сессию «Высшее педагогическое образование в контексте политики инклюзивного трудоустройства и занятости», Фестиваль инклюзивных практик, на котором были подведены итоги IV Всероссийского (международного) конкурса практик инклюзивного высшего образования. Программой Форума также были предусмотрены: интерактивная экскурсия «Фундаментальная библиотека: новые смыслы и третий век доступного образования» и посещение образовательных учреждений Санкт-Петербурга и региональной организации «Всероссийское общество слепых» с целью обмена опытом и позитивной практикой в развитии инклюзивного высшего образования.
От НГПУ им.К. Минина модераторами открытой дискуссии «Высшее педагогическое образование в контексте инклюзивной молодежной политики», форсайт-сессии «Высшее педагогическое образование в контексте политики инклюзивного трудоустройства и занятости» выступили директор РУМЦ Мининского университета Краснопевцева Татьяна Федоровна и заместитель директора РУМЦ Мининского университета Винокурова Ирина Викторовна.
В рамках работы открытой дискуссии «Высшее педагогическое образование в контексте инклюзивной молодежной политики» Жукова Дарья Вячеславовна, специалист по УМР 2-й категории РУМЦ Мининского университета, Бычкова Анна Николаевна, ведущий специалист РУМЦ Мининского университета, представили опыт реализации инклюзивных практик в Мининском университете, выступив спикерами с докладами на
темы: «Инклюзивное волонтерство как часть экосистемы педагогического вуза: опыт Мининского университета»; «Потенциал педагогического технопарка «Кванториум» в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в сфере инклюзивного образования».
В ходе Форума участники обсудили механизмы трансфера инклюзивных практик вузов в социальную практику; векторы оптимизации инклюзивных диспозиций и установок студентов и вузов в контексте задач формирования инклюзивного общественного сознания; формы и технологии взаимодействия вузов с семьями студентов и абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью в целях оптимизации их адаптации в условиях инклюзивного вузовского обучения; перспективы социального партнерства вузов с общественными организациями родителей детей-инвалидов в контексте повышения эффективности инклюзивного высшего образования; проблемы и опыт подготовки кадров для работы с семьями лиц с ОВЗ и инвалидностью; вопросы проектирования и реализации образовательных программ высшего образования в контексте учета запроса родительского сообщества по формированию инклюзивных компетенций будущих и действующих педагогов; опыт работы вузов с инвалидами боевых действий и их семьями; опыт взаимодействия вузов с федеральными и региональными органами власти в сфере реализации инклюзивных установок молодежной политики; векторы развития инклюзивной молодежной политики; ресурсы развития инклюзивного волонтерства в вузах; перспективные технологии профориентационной работы вузов со школьниками с инвалидностью и ОВЗ и подготовки выпускников вузов из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ к трудоустройству; формы взаимодействия вузов с работодателями в целях трудоустройства выпускников из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ и др.
В целом, Форум стал площадкой для обсуждения основных векторов развития инклюзивного высшего, в том числе педагогического, образования, формирования ценностей инклюзивной культуры в российских вузах, инклюзивного образования в контексте государственной политики и вопросов трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью. Форум стал значимой площадкой для обмена мнениями и опытом в сфере инклюзивного образования. Участники подчеркнули, что для успешного развития инклюзии необходим комплексный подход, включающий политические инициативы, изменение общественного сознания и внедрение инновационных решений в образовательную среду.
Участие в форуме приняли 175 специалистов из более, чем 70 организаций, в том числе представители 22 педагогических университетов из 21 региона, в том числе 28 представителей 15 вузов-партнеров РУМЦ Мининского университета из 6 регионов, в том числе представители НГПУ им. К. Минина.
Количество просмотров трансляций площадок Форума составило более 2,5 тыс. просмотров.
География Форума составила 38 регионов РФ: Удмуртская Республика, Республика Мордовия, Камчатский край, Луганская Народная Республика, Республика Дагестан, Красноярский край, Московская область, Омская область, Ярославская область, Ставропольский край, Ростовская область, Вологодская область, Республика Татарстан, Смоленская область, Ульяновская область, Калужская область, Запорожская область, Санкт-Петербург, Псковская область, Волгоградская область, Москва, Херсонская область, Республика Крым, Ярославская область, Саратовская область, Самарская область, Свердловская область, Новосибирская область, Ульяновская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Ленинградская область, Тюменская область, Новгородская область, Астраханская область, Томская область, Алтайский край, Пензенская область, а также республика Беларусь.