Шрифт
Интервал
Цвет

Новости

05.11.2024

РУМЦ Мининского университета принял участие в деловой программе Национального чемпионата «Абилимпикс»

В период с 26 по 29 октября 2024 года в Москве состоялся Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

Все 4 дня эксперты, специалисты и представители сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ презентовали стенд Минобрнауки России «Инклюзивное образование». За это время эксперты Сети провели более 50 профориентационных мероприятий. Стенд посетили более 400 человек из числа школьников, их родителей и представителей профессионального сообщества.

Представители РУМЦ Мининского университета в период работы Национального чемпионата провели профориентационное консультирование с использованием ресурсов Портала инклюзивного высшего образования как ресурса по информационному и методическому сопровождению субъектов инклюзивного образования и помогли посетителям Чемпионата выявить область профессиональных склонностей и определиться
с вектором будущей сферы профессиональной деятельности.

В рамках Чемпионата «Абилимпикс» директор РУМЦ Мининского университета Татьяна Федоровна Краснопевцева совместно с директором РУМЦ ЮФУ Ларисой Александровной Гутерман выступила модератором двух дискуссионных площадок: «Профессиональные конкурсы современной России как система профессиональной реализации студентов с инвалидностью в высшем образовании» и открытой дискуссии «Инклюзивная трансформация высшего образования: роль Ассоциации инклюзивных вузов» с участием представителей Министерства науки и высшего образования Российской федерации, Министерства просвещения Российской федерации, руководителей РУМЦ ВО, специалистов вузов, молодежных организаций, организаторов конкурсов и стартапов.

 

27 октября состоялась открытая дискуссия «Инклюзивная трансформация высшего образования: роль Ассоциации инклюзивных вузов».

Организаторами дискуссии выступили университеты, являющиеся членами Ассоциации инклюзивных вузов.

Ольга Викторовна Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации задала тон открытой дискуссии, обозначив основные задачи развития инклюзивного высшего образования.

О. В. Петрова: «Я вижу, какие изменения происходят в обществе, и это не может не радовать. Да, перед нами все еще стоит много вызов. И только через синергию можно найти решение тех задач, которые мы с вами сегодня будем обсуждать».

Вопросами для обсуждения стали:

  • Тенденции трансформация современные высшего образования.
  • Инклюзия – часть экосистемы современного вуза:
  • Методологические основы инклюзивной трансформации.
  • Основные направления инклюзивной трансформации высшего образования.
  • Роль ассоциации инклюзивных вузов в создании новой модели университета
    в XXI веке в соответствии с новыми направлениями трансформации образования.

Виталий Владимирович Рубцов, президент Ассоциации инклюзивных вузов, отметил тесное сотрудничество Ассоциации с сетью РУМЦ ВО. Он подчеркнул, что без комплексного подхода к подготовке кадров трудно ожидать значимых изменений в высшем образовании:

«Главная задача – создание образовательных центров, которые будут помогать специалистам готовиться к работе со сложными категориями детей».

Ольга Александровна Денисова, директор РУМЦ СЗФО ЧГУ, обратила внимание на важность адаптации мероприятий для студентов с инвалидностью.

Людмила Алексеевна Осьмук, доктор социологических наук, директор РУМЦНГТУ, акцентировала внимание на задачах в научной сфере:

«Исследований в области инклюзии мало, и мы сталкиваемся с однотипными диссертациями и статьями. Но инклюзивная ассоциация вузов уже решает проблему и расширяет предметное поле».

По итогам дискуссии участники отметили, что инклюзивная культура – жизненная необходимость.

Наталья Валерьевна Крель, директор Общественного объединения «Союз Всероссийских и ведущих организаций инвалидов АбиАрт»‎:

«Именно с высшего образования начинается реальная культура в обществе. Вузы формируют маяки, которые задают направление всему остальному. Инклюзивная ассоциация вузов делает важную работу, так что объединение специалистов поможет всему миру».

28 октября состоялся круглый стол «Профессиональные конкурсы современной России как система профессиональной реализации студентов с инвалидностью в высшем образовании».

С приветственным словом выступила заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Викторовна Петрова.

О. В. Петрова: «Мы постоянно находимся в развитии. На Х Национальном чемпионате «Абилимпикс» объединились студенты, преподаватели, работодатели. Мы начинаем привлекать все больше коллег, потому что понимаем, что профессия, которую получают наши ребята, должна быть превращена в трудовую деятельность, где также нужны мы, навигаторы, наставники. Благодаря им, обучение ребят во многом происходит лучше. На сегодняшний день в вузах России обучается порядка 35 тысяч студентов из четырех миллионов от общего числа лиц с инвалидностью и ОВЗ. Вместе мы сможем сделать систему высшего образования доступной».

Участники круглого стола обсудили возможности раскрытия потенциала студентов с инвалидностью через участие в конкурсах профессионального мастерства.

Вопросами для обсуждения стали:

  • Профессиональные конкурсы в современной России.
  • Как перейти от проектов к реальным стартапам. Формирование  пулов партнеров для решения данной задачи.
  • Профессиональное завтра: пути развития конкурса.
  • Перспективы профессиональной ориентации победителей и призеров конкурса Абилимпикс из числа студентов высших образовательных организаций.
  • Перспективы и доступность участия студентов с инвалидностью в профессиональных конкурсах: «Твой ход», «Арт-Мастерерс», «IT-Планета», «Я профессионал» и др.

Константин Сергеевич Бажин, проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности ВятГУ:

«Перейти от проекта к реальному стартапу возможно в случае, когда, с одной стороны, у нас есть большая воронка на входе, где мы создаем возможность поработать большому количеству студентов с участием наставника, и продолжительная деятельность в рамках курса «Обучение служением». Вместе эти условия могут давать эффективные результаты».

В завершение события эксперты определили существующие трудности в развитии потенциала студентов с нозологиями в рамках конкурсов профессионального мастерства и обозначили пути их решения.