Шрифт
Интервал
Цвет

Новости

18.10.2024

Проблемы взаимодействия вузов и ПМПК обсудили на сетевом вебинаре-совещании

17 октября 2024 года сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ ВО) организовала вебинар-совещание «Взаимодействие вузов и ПМПК в системе психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с ОВЗ» с участием представителей ПМПК, МСЭ и вузов-партнеров.

Мероприятие проводилось с целью создания условий для обсуждения вопросов развития системы психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также обеспечения доступного и качественного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях высшего образования.

Участники встречи обсудили основные аспекты и проблемы взаимодействия вуза с ПМПК и МСЭ в части определения специальных условий обучения в вузах для студентов с ОВЗ, а также нормативно-правовое регулирование установления статуса «лицо с ограниченными возможностями здоровья» и «инвалид», основные направления деятельности ПМПК в части учета и определения специальных условий обучения в вузах для студентов с ОВЗ после достижения ими 18 лет, комплексный подход в консультировании молодых инвалидов и родителей по вопросам получения профессионального образования.

Операторами проведения вебинара выступили РУМЦ ВО, созданные на базе университетов: Южного федерального университета, Мининского
университета, Вятского государственного университета, Новосибирского государственного технического университета, Череповецкого государственного университета, Тихоокеанского государственного университета, Герценовского университета.

Взаимодействие вузов и ПМПК становится все более актуальным в контексте современных образовательных и социальных изменений. Она обусловлена необходимостью создания инклюзивной образовательной среды в вузах. Сотрудничество вузов и ПМПК будет способствовать развитию эффективных образовательных практик, социальной интеграции и улучшению качества жизни студентов с ОВЗ. Проблематике межведомственного взаимодействия посвящен был доклад Саитгалиевой Гузель Газимовны, руководителя направления “Инклюзивное образование функционального блока образовательных программ “Высшее образование” РАНХиГС.

Разобраться со статусами «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» и «инвалид» помогли Филатова Светлана Валентиновна, преподаватель Высшей школы педагогического и дефектологического образования Тихоокеанского государственного университета, Денисова Ирина Владимировна, председатель ПМПК города Хабаровска и Токмакова Анна Александровна, начальник организационно-методического отдела ФКУ «Главное бюро МСЭ по Кировской области» Минтруда России.

Проблематику основных аспектов взаимодействия ПМПК с образовательными организациями представила Шекериди Яна Анатольевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Областной центр диагностики и консультирования».

 

Какие же шаги нужно предпринять нам, чтобы взаимодействие случилось? Причем, случилось эффективное взаимодействие – этому в контексте определения необходимых специальных условий для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью было посвящено выступление Гутерман Ларисы Александровны, кандидата биологических наук, руководителя Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, Южный федеральный университет.

О комплексном подходе в консультировании молодых инвалидов и родителей по вопросам получения профессионального образования рассказали Юрина Елена Александровна, директор БУ Вологодской области «Череповецкий центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», и Дружинина Валентина Владимировна, специалист call-центра РУМЦ СЗФО, Череповецкий государственный университет.

После выступления основных спикеров участники встречи имели возможность познакомиться с отдельными практиками вузов (РГПУ им.А.И.Герцена, НГПУ им.К.Минина, Пензенского государственного университета) и регионов по использованию ресурсов межведомственного взаимодействия в части определения специальных условий обучения в вузах для студентов с ОВЗ, обменяться опытом и мнениями в интерактивном режиме.

В завершении вебинара спикеры ответили на все интересующие вопросы. Участниками было поддержано предложение о включении вопросов организации взаимодействия вузов и ПМПК в части определения специальных условий обучения в вузах для студентов с ОВЗ и инвалидностью в Сборник вопросов и ответов, разрабатываемый сетью РУМЦ ВО.