Шрифт
Интервал
Цвет

Новости

09.10.2024

Организационно-методические аспекты психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников с ОВЗ и инвалидностью в период их адаптации к условиям вуза обсудили на сетевом вебинаре РУМЦ ВО

Сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ ВО) 08 октября 2024 года организовала вебинар «Организационно-методические аспекты психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников с ОВЗ и инвалидностью в период их адаптации к условиям вуза».

С приветственным словом к участникам мероприятия обратились заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ Брайнес Анна Александровна и заместитель директора Департамента кадровой политики Минпросвещения России Антонов Сергей Степанович.

Брайнес Анна Александровна: «В системе высшего образования сегодня мы видим, с одной стороны, большой запрос на программы адаптации и социализации разных категорий студентов, а с другой – имеются уже практики, которые эффективно внедряются в вузах. Очень важно обмениваться ими, в том числе по обсуждаемым сегодня в рамках мероприятия вопросам и проблемам, а также масштабировать уже имеющийся позитивный опыт».

Антонов Сергей Степанович: «Сегодня в университетах создаются условия, необходимые для успешного обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ: обеспечивается доступность архитектурной среды, применяется современное оборудование, специальные программы, технические средства, подготовлены квалифицированные специалисты, реализуются адаптированные основные образовательные программы. Однако, важно обеспечить не только безбарьерную среду в вузе, но и осуществлять работу по сопровождению ребят в период их адаптации. Необходимо распространять и тиражировать передовые практики реализации программ психолого-педагогического, коррекционно-реабилитационного, социального сопровождения обучающихся».

Операторами проведения вебинара выступили РУМЦ ВО, созданные на базе университетов: РУМЦ Мининского университета, РУМЦ Южного федерального университета, РУМЦ Череповецкого государственного университета, РУМЦ Государственного университета управления, РУМЦ Вятского государственного университета, РУМЦ Новосибирского государственного технического университета, РУМЦ Тихоокеанского государственного университета, РУМЦ ФАГОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет».

Модераторами мероприятия выступили директор РУМЦ Мининского университета Краснопевцева Татьяна Федоровна и заместитель директора РУМЦ Мининского университета Винокурова Ирина Викторовна.

Процесс адаптации, как и любой процесс, требует управления. Если не управлять процессом адаптации студентов-первокурсников, то их психическое состояние может оказаться под угрозой. В рамках работы вебинара Гришаева Светлана Алексеевна и Ионцева Мария Владимировна (ФГБОУ ВО «Государственный университет управления») представили в своем сообщении информацию о барьерах и психологических механизмах адаптации первокурсников с ОВЗ и инвалидностью в вузе.

Леханова Ольга Леонидовна (ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет») поделилась опытом своего университета и РУМЦ, как можно организовать сопровождение процесса адаптации первокурсников с ОВЗ и инвалидностью, представив подробный его алгоритм.

В период адаптации с целью выявления существующих проблем и особенностей вступления в студенческую жизнь важным шагом является изучение индивидуальных особенностей студентов. Могзовая Татьяна Павловна и Зяблова Анна Олеговна (ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет») рассказали, как можно организовать комплексную диагностику студентов-первокурсников с инвалидностью и ОВЗ на этапе первичной адаптации к условиям вуза.

Ресурсы и технологии социальной интеграции и адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ к условиям обучения в вузе в фокусе практик реализации наставничества и инклюзивного волонтерства представили Борозинец Наталья Михайловна и Козловская Галина Юрьевна (ФАГОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»), а также Шовкун Виктория Андреевна и Разимова Хошгадам Асифовна (ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»). Выступление Гутерман Ларисы Александровны (ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет») и Кадочниковой Наталии Ивановны (ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет») было посвящено важным аспектам периода адаптации студентов-первокурсников с инвалидностью и ОВЗ – их приспособлению к новым условиям проживания, питания,
организации досуга и отдыха.

В завершении вебинара спикеры ответили на все интересующие вопросы. Участниками было поддержано предложение о диссеминации передовых практик путем тиражирования через публикации в отдельном издании в следующем году.

Количество зарегистрировавшихся участников на платформе Leader-ID составило 382 человека.

Видеозапись вебинара

Презентации спикеров