Новости
- Главная
- /
- Новости
- /
- РУМЦ Мининского университета принял участие во Всероссийском форуме инклюзивного высшего образования
РУМЦ Мининского университета принял участие во Всероссийском форуме инклюзивного высшего образования
С 22 по 25 мая прошел Всероссийский форум инклюзивного высшего образования «Инклюзия раздвигает границы возможностей и пространства». Форум ежегодно организуется сетью ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ ВО).
В 2024 году Форум состоялся в городе Хабаровске на базе Тихоокеанского государственного университета и в первый раз прошел с международным участием.
Участниками Форума стали представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, РУМЦ ВО, вузов РФ, вузов Китайской Народной Республики, образовательных организаций основного общего и среднего профессионального образования, некоммерческих организаций, общественных объединений инвалидов. География участников Форума составила 65 городов и 49 регионов Российской Федерации, а также Китайская Народная Республика. В мероприятии приняли участие представители 139 организаций высшего образования и 370 участников в очном и онлайн формате.
Целью Форума стало выстраивание моделей эффективных практик регионального и межведомственного взаимодействия в инклюзивном пространстве.
В рамках торжественной церемонии открытия всероссийского форума инклюзивного высшего образования с приветственными словами выступили ректор ТОГУ Юрий Марфин, заместитель министра Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, исполняющий обязанности министра Министерства образования и науки Хабаровского края Юлия Зотова.
Юрий Марфин: «Сегодня инклюзия – это актуальнейшее направление, которое создает разные формы для получения высшего образования, качественных знаний и успешной самореализации для людей с ОВЗ».
Ольга Петрова: «В системе высшего образования мы говорим о важности инклюзивных программ для тех ребят, которые имеют возможности, чтобы обучаться в вузах. Главная задача – увеличить число участвующих в наших программах. У нас есть все методики, которые позволят таким студентам получить профессию, адаптироваться и дальше развиваться. Это даст им возможность работать. Нам важно создать культурный код или план, который позволит четко сказать, что дети с инвалидностью обучаются и получают качественное образование по тем направлениям, которые есть».
Юлия Зотова: «Сегодня на форуме мы обсуждаем важные темы и роль инклюзии в образовательном процессе для ребят с ОВЗ. Сейчас создаются все условия их обучения по адаптированным программам в дошкольных учреждениях, школах, техникумах и вузах, а педагоги, работающие в этом направлении, владеют различными приемами, знают особенности и стандарты по обучению этих людей и создают им все необходимое в рамках инклюзии».
Программой Форума был предусмотрен широкий спектр мероприятий: пленарное заседание, треки и круглые столы по актуальным вопросам развития инклюзивного пространства, в том числе реализации образовательной и кадровой политики, профориентации и трудоустройства обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, методического обеспечения образовательного процесса в инклюзивном пространстве, социальной, культурной интеграции и спорта, внедрения цифровых технологий в образовательное инклюзивное пространство, а также проектная сессия сети РУМЦ, научно-экспертная оценка инклюзивных практик, мастер-классы и др.
Мининский университет на Форуме представили директор РУМЦ НГПУ им. К. Минина Т.Ф. Краснопевцева и заместитель директора РУМЦ НГПУ им. К. Минина И.В. Винокурова. Представители РУМЦ Мининского университета выступили модераторами, спикерами и участниками площадок Форума.
Директор РУМЦ Мининского университета Татьяна Фёдоровна Краснопевцева в рамках пленарного заседания в форме панельной дискуссии: «Направления и технологии взаимодействия участников для развития инклюзивного пространства в контексте задач межведомственного комплексного плана» совместно с начальником научно-методического отдела Российского университета спорта «ГЦОЛИФК» Гузель Газимовной Саитгалиевой выступила с докладом «Адаптация студентов с инвалидностью к вузовской среде: потребности и ресурсы (результаты социологического исследования)». Татьяна Федоровна стала модератором трека «Инклюзивное пространство: инфраструктура образовательной организации и цифровые технологии» и выступила экспертом на круглом столе «Актуальные вопросы научно-экспертной оценки инклюзивных практик».
Заместитель директора РУМЦ Мининского университета Ирина Викторовна Винокурова в рамках трека «Инклюзивное пространство: культурная интеграция и спорт» выступила с докладом «Культура инклюзии в образовательной экосистеме современного вуза», а также стала спикером на круглом столе «Инклюзия в современном обществе: нерешенные проблемы, новые вызовы».
Одним из ключевых событий стало совещание при Заместителе Председателя Правительства края по социальным вопросам по подведению итогов Форума. В совещании приняли участие Никонов Евгений Леонидович – заместитель Председателя Правительства края по социальным вопросам, Зотова Юлия Владимировна – заместитель министра образования и науки края, Зимина Кристина Анатольевна – начальник отдела реализации профессиональных возможностей молодежи Департамента государственной политики и воспитательной деятельности, представители РУМЦ, общественных организаций.
В рамках совещания подвели результаты работы Форума, Татьяна Федоровна Краснопевцева выступила с докладом «Сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ как инструмент реализации государственной политики в области повышения доступности и качества инклюзивного высшего образования».
По итогам Всероссийского форума инклюзивного высшего образования с международным участием «Инклюзия раздвигает границы возможностей и пространства» принята резолюция, в повестку которой включены следующие направления: усиление работы по основным направлениям МКП: профориентация, трудоустройство, сопровождение, подготовка кадров; организация работы по развитию готовности к самозанятости у выпускников с инвалидностью; организация обучения по программе «Инклюзивная культура работодателей»; расширение спектра научных исследований в сфере высшего инклюзивного образования, в том числе с международным участием; повышение публикационной активности в освещении деятельности по развитию высшего инклюзивного образования; тиражирование опыта сети РУМЦ и вузов-партнеров на различных мероприятиях всероссийского уровня; организация всероссийского форума студенческих объединений, реализующих практики в сфере инклюзии и др.
Форум стал площадкой для обобщения опыта и сложившихся методологических подходов в работе вузов по реализации мероприятий по повышению доступности и качества высшего образования для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; тиражированию практик регионального и межведомственного взаимодействия участников инклюзивного пространства и моделированию путей их адаптации с учетом специфики и возможностей регионов.