Шрифт
Интервал
Цвет

Новости

22.04.2024

Мининский университет выступил экспертом в области инклюзивного образования на II Всероссийском форуме «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка»

10-12 апреля 2024 в городе Сургут состоялся II Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», участники которого обсудили, как обеспечить непрерывность образования и поддержку детей с ОВЗ и инвалидностью с учетом ресурсов государства, бизнеса, НКО, общества в целом.

Активным участником Форума выступили представители Ассоциации инклюзивных вузов, одним из учредителей которой является Мининский университет. Представители вузов АИВ из числа РУМЦ ВО, развивающих инклюзивное высшее образование в России с 2017 года, ежегодно принимают участие в разработке и обсуждении итоговых документов Форума. От Мининского университета и Ассоциации инклюзивных вузов в качестве эксперта на площадках, где обсуждалось развитие инклюзивного высшего образования, в 2024 году приняла участие директор РУМЦ Мининского университета Краснопевцева Татьяна Федоровна.

Форум проходил в рамках Национальной социальной инициативы (НСИ), которая реализуется Агентством стратегических инициатив с 2020 года на территории всей страны при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

Основной целью Форума является создание инклюзивной среды, где каждый ребенок может достичь своего потенциала и успешно развиваться.

СЕРГЕЙ КРАВЦОВ, глава Минпросвещения России:
«Форум собрал всех, кто связан с инклюзивным образованием. Сегодня более половины школьников с ОВЗ обучаются инклюзивно. Мы делаем все, чтобы обеспечить детям с особыми потребностями высокое качество образования, необходимое сопровождение и помощь. Образовательные организации получают современное оснащение. Педагоги повышают свою квалификацию. Качество и доступность инклюзивного образования во многом зависит от совместного труда родителей, педагогов, руководителей образовательных организаций и самих ребят. Только сообща мы можем добиться высоких результатов на этом важном пути».

В Форуме 2024 года очно приняли участие более 1500 чел., присоединились к трансляции и участию в дискуссиях и мастер-классах онлайн более 90 000 человек. Более 200 экспертов обсуждали вопросы обучения детей с ОВЗ. В течение трех дней педагоги, представители НКО, психологи, родители и сами дети обсуждали вопросы, связанные с непрерывностью инклюзивного образования, разработкой программ социализации, адаптации и обучения, основанных на осознанном подходе к самоопределению, самоидентификации и самореализации каждого ребенка на всех этапах его развития.

СВЕТЛАНА ЧУПШЕВА, генеральный директор Агентства стратегических инициатив:
«В этом году мы уделили особое внимание непрерывности образования, разнообразию форм обучения для детей с особыми потребностями, а также возможностям их дальнейшей самореализации».

МАРИЯ ЛЬВОВА-БЕЛОВА, детский омбудсмен:
«Необходимо создавать в регионах условия для непрерывного сопровождения семей с детьми-инвалидами. Институт уполномоченного по правам ребенка уже разработал программу «Сопровождение через всю жизнь», которая должна сделать помощь бесшовной. Так, пилотный проект по протоколу сообщения диагноза родителям детей с инвалидизирующими паталогиями реализуется в 14 регионах, семьи информируют и о том, как получить поддержку от государства и общественников».

Участники Форума обменивались опытом и обсуждали лучшие практики, работали над проектированием решений и определением методов помощи человеку и семье в инклюзивном обществе, особое внимание было уделено образованию, медицине, досугу и самореализации. Было предложено четыре основных критерия доказательности инклюзивных практик:

  • Доступность – это комплекс сервисов, условий и услуг, которыми могут пользоваться люди с ОВЗ с минимальной помощью посторонних;
  • Психолого-педагогическая поддержка – практика, раскрывающая личностный потенциал и оказывающая содействие ученикам, педагогам и родителям в преодолении учебных, социальных, психологических и личностных трудностей;
  • Принятие – практика по созданию условий для позитивного отношения к разнообразию индивидуальных особенностей учеников;
  • Участие – практика по созданию условий для осознанного выбора в принятии решений и активных самостоятельных действий по достижению образовательных результатов.

Итоговым документом трехдневной работы Форума в 2024 году стал Меморандум, представленный восьмью инициативами, разработанными представителями НКО, образовательными организациями, учреждениями социальной сферы, здравоохранения, федеральной и региональной власти, вузов и бизнеса.

Реализация предложений, сформулированная в Меморандуме, по мнению участников, позволит выстроить индивидуальный маршрут поддержки для человека с особенностями развития. Ознакомиться с Меморандумом можно по ссылке: https://files-ice.asi.ru/iblock/68d/68d82828febad61cf33069294beed66b/Memorandum.pdf 

АЛЕКСЕЙ ВОВЧЕНКО, замглавы Минтруда России:
«Такие форумы, как «Инклюзивная школа», помогают ведомствам понять, какие еще задачи в инклюзивной сфере необходимо выполнить. Мы впервые расставили полномочия федерации и субъектов по реализации и внедрению системы комплексной реабилитации на основе стандартов по каждому виду комплексной реабилитации. Социальная сфера в этой части сейчас вступает в новую эпоху стандартизации». 

ЕЛЕНА КЛОЧКО, председатель совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет (ВОРДИ): 
«Мы говорили, прежде всего, о личности, понимая важность внешней среды, дружелюбия, инклюзивности, доступности среды и развития инклюзивной культуры к 2035 году».

К 2035 году инклюзивные специалисты должны стать обладателями всех необходимых компетенций для работы с детьми любых возрастов в сфере образования и социальной защиты. Участники Форума уверены, что эти навыки обеспечат принцип бесшовности в поддержке особенных детей и их семей. АСИ приглашает присоединиться всему заинтересованному сообществу к реализации инициатив Меморандума.

Предлагается разработать:

  • комплексную карту компетенций и соответствующих им потребностей в сопровождении детей с ОВЗ;
  • институт социальных кураторов для семей с детьми с особыми потребностями с возможностью реализации их в оффлайн и онлайн формах;
  • программу по обучению и супервизии специалистов и родителей практикам и методикам с доказанной эффективностью;
  • проект профстантарта и подходы к подготовке специалиста по анализу поведения;
  • комплексное исследование по выявлению эффективных практик, направленных на реализацию принципа транзитного планирования, и разработать модель их институционализации;
  • комплекс рекомендаций по развитию системы помощи и сервисов, включая социальную занятость, сопровождаемую трудовую деятельность и сопровождаемое проживание для инвалидов старше 18 лет;
  • программу «Здоровьесберегающая школа»;
  • новую специальность «тьютор или ассистент по работе с туристами с ОВЗ».