Новости
- Главная
- /
- Новости
- /
- Мининский университет выступил экспертом в области инклюзивного образования на Всероссийском форуме «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка»
Мининский университет выступил экспертом в области инклюзивного образования на Всероссийском форуме «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка»
18 и 19 апреля 2023 года в столице Чеченской республики городе Грозном прошел первый Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка».
Его участниками стали свыше 1200 человек. Количество участников онлайн-трансляций разных событий форума достигало на некоторых секциях до 500 тысяч человек. Форум стал площадкой для обмена опытом и концентрации усилий представителей федеральных органов власти, региональных команд, бизнеса, НКО, образовательных организаций и социальных служб разных регионов нашей страны. В форуме приняли участие эксперты в области инклюзивного образования, представители федеральных органов власти, Госдумы и Совета Федерации. Организаторами его проведения выступили Правительство Чеченской республики, Агентство стратегических инициатив при поддержке Московского государственного психолого-педагогического университета.
Светлана Чупшева, глава Агентства стратегических инициатив (АСИ) на открытии форума:
«Форум призван объединить возможности государства, НКО, фондов, университетов, экспертов, педагогов, родительских сообществ и самих детей с инвалидностью в создании и построении инклюзии. Только в таком составе возможно решить задачу создания инклюзивной школы, общества, образования».
Участники Форума обсудили ряд важных и очень актуальных вопросов по развитию инклюзивного образования в России. В их числе - формирование ключевых векторов и модернизации инклюзивной школы, адаптация и тиражирование лучших практик, развитие кадрового потенциала и многие другие.
В пленарном заседании приняли участие Председатель Правительства Чеченской республики М.М. Хучиев, Генеральный директор АСИ С.В. Чупшева, Замглавы Минпросвещения России Татьяна Васильева, Член Комитета СФ по науке, образованию и культуре, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Новгородской области Елена Писарева, представители федеральных и региональных органов власти, образовательных организаций и многие другие.
Замглавы Минпросвещения России Татьяна Васильева рассказала о госполитике в сфере развития инклюзивного образования. За основу взято создание единого образовательного пространства для всех регионов и групп населения. Ключевая задача министерства – обеспечить доступность и качество дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, а также сопровождать детей и родителей, которые нуждаются в поддержке.
Татьяна Васильева:
«Реализация права на качество и доступность образования, в том числе инклюзивного, во много зависит от согласованных действий всех заинтересованных лиц и структур. Уверена, что в дни проведения форума все участники примут самое активное участие в обсуждении практических вопросов организации инклюзивного образования и найдут новые векторы развития создания инклюзивной школы».
Елена Писарева рассказала о проводимой Советом Федерации работе в сфере инклюзивного образования и мероприятиях, посвященных вопросам обучения, социализации и профориентации ребят с ОВЗ и инвалидностью, развития кадрового потенциала.
Елена Писарева:
«Концентрация усилий представителей органов власти, региональных команд, бизнеса, НКО, образовательных организаций и социальных служб необходима для формирования той образовательной среды, которая поможет ребенку с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью стать успешным в реализации своего творческого и профессионального потенциала».
В рамках круглых столов, панельных дискуссий и семинаров эксперты и ведущие специалисты в сфере инклюзивного образования обсудили лучшие практики, позволяющие включить детей с особыми потребностями в образовательный процесс.
В рамках деловой программы Форума, организованной по ключевым трекам: «Управление», «Практика», «Наука», опыт Мининского университета по развитию инклюзивного образования представляла Краснопевцева Татьяна Федоровна, директор Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (РУМЦ Мининского университета).
Татьяна Краснопевцева:
«Эксперты рассматривали как сильные стороны российской школы в вопросах развития инклюзии, так и честно определяли болевые точки системы образования при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Это были дискуссии, презентации лучшего российского и международного опыта, семинары и лекции, мастер-классы с возможностью применить полученные теоретические знания».
В первый день форум с разных сторон рассматривал аспекты и принципы дизайна инклюзивного образования, определяя критерии инклюзивности и компоненты, без которых инклюзивная образовательная среда невозможна на любом этапе образования – от детского сада до высшей школы. Дискуссии были посвящены вопросам управления инклюзивной школой и принципам проектирования инклюзивного образования в России.
На круглом столе «Инклюзивная школа: дизайн инклюзивного обучения в педагогическом образовании» Краснопевцева Татьяна Федоровна выступила с докладом на тему: «Инклюзивная образовательная среда в вузе: необходимые условия и организационные решения», в ходе которого она поделилась опытом НГПУ им.К.Минина по разработке и реализации универсального дизайна образовательной среды вуза.
Второй день форума открыла панельная дискуссия: «Аспекты благополучия детей в инклюзивной школе». Эксперты высшей школы, отечественные исследователи из нескольких отечественных университетов, в том числе, готовящих педагогов, обсуждали проблему в рамках заданного дискурса. Что уже сегодня мы можем сделать, чтобы ни ученик, ни учитель не чувствовал себя одиноким и исключенным, и какие шаги предпринять, чтобы благополучие в школе было не просто расплывчатым определением, а стало объективным и устойчивым параметром образовательной среды? На этот сложный вопрос искали ответ дискуссанты, эксперты, ученые. Дискуссия никого не оставила равнодушным.
Кроме того, состоялись круглые столы «Кадры для инклюзивной школы» и «Оценка социальных практик, в том числе образовательных, для работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ». Большая панель с разнообразными практиками по адаптивному спорту и мастер-класс по укреплению доверия и урегулированию конфликтов в построении инклюзивной культуры, а также практическая сессия «Аутизм как особая образовательная потребность».
Во второй день форума в треке «Наука» на круглом столе «Практическая наука. Сеть лабораторий/центров для проведения научно-экспертной оценки социальных практик, в том числе образовательных, для работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ: сопровождение и тиражирования практик» Татьяна Краснопевцева представила опыт участия Мининского университета во Всероссийском конкурсе практик инклюзивного высшего образования».
В треке «Управление» в ходе презентации лучших практик «Инклюзивное волонтерство, как ресурс развития инклюзивного образования» Татьяна Федоровна поделилась с участниками форума принципами функционирования воспитательной системы Мининского университета, в которой инклюзивное волонтерство является частью экосистемы вуза. Инклюзивное волонтерство в НГПУ им.К.Минина основано на деятельностном подходе, предполагающем формирование среды, в которой созданы условия для возникновения и поддержки студенческих инициатив в сфере инклюзии, в которой студенческие объединения – основной элемент студенческого самоуправления, внутри которого происходит инициативная деятельность, задающая основу воспитания и формирования инклюзивной культуры.
Представленные на форуме доклады легли в основу ключевых результатов для создания открытого манифеста, который определит задачи в части развития инклюзивного образования и инклюзивной школы, их методик и стандартов.
Форум был очень насыщенным и продуктивным, его проведение планируется сделать ежегодным.