Шрифт
Интервал
Цвет

Новости

22.12.2022

Сеть отраслевых РУМЦ, подведомственных Министерству просвещения РФ, провели II Всероссийский форум «Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития»

20-21 декабря 2022 Сеть Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, функционирующих на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству просвещения РФ (РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена, РУМЦ Мининского университета, РУМЦ МГППУ) провели сетевое (отраслевое) мероприятие по вопросам развития инклюзивного высшего педагогического образования: Форум «Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития».

С приветственным словом к участникам форума обратились представители Минпросвещения России, общественных организаций, а также руководители высших учебных заведений.

Смолин Олег Николаевич, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, доктор философских наук, академик РАО

Рубцов Виталий Владимирович, президент НКО «Ассоциация инклюзивных вузов», президент ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

Антонов Сергей Степанович, заместитель директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения Российской Федерации 

Тарасов Сергей Валентинович, ректор ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена» 

Сдобняков Виктор Владимирович, ректор ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Осокин Михаил Геннадьевич, заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов 

Иванов Станислав Александрович, Президент Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» 

Колосов Алексей Борисович, председатель Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых

Программа Форума включала в себя пленарное заседание, работу трех тематических секций, проведение фестиваля инклюзивных педагогических практик:

  • Пленарное заседание «Инклюзивное высшее образование: практики вузовских психолого-педагогических исследований»
  • Стратегическая сессия «Инновационные площадки коворкинг центров и технопарков как ресурс формирования профессиональных компетенций студентов с инвалидностью»
  • Воркшоп «Инклюзивные студенческие проекты в педагогических вузах: необходимые сервисы и ресурсы»
  • Дискуссионная площадка «Позитивные практики региональных межведомственных связей в развитии инклюзивного высшего педагогического образования»
  • Фестиваль инклюзивных практик

Мероприятия Форума были ориентированы на продвижение научных исследований в области инклюзивного высшего психолого-педагогического образования, выявление существующих проблемных полей, в том числе по вопросам адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в вузе, инициацию научных исследований в вузовском педагогическом сообществе, развитие практик использования инновационных площадок технопарков и коворкинг-центров для продвижения инклюзивного высшего психолого-педагогического образования в Российской Федерации, тиражирование опыта и позитивной практики региональных межведомственных связей в развитии инклюзивного высшего психолого-педагогического образования, а также вовлечение студенческой молодежи в научные исследования проблем инклюзивного высшего образования, стимулирование обучающихся, в том числе с инвалидностью, к осуществлению проектной деятельности, использованию сервисов и ресурсов, необходимых для разработки и реализации инклюзивных студенческих проектов.

По результатам Форума намечены актуальные направления теоретико-экспериментального изучения психолого-педагогических проблем инклюзивного высшего образования, определены ресурсы интенсификации инклюзивных процессов в высшей школе, сформулированы предложения по использованию образовательного пространства, оборудования,  трансформируемых зон коворкинг-центров и университетских технопарков для развития инклюзивной культуры будущих педагогов и специалистов психолого-педагогических профилей подготовки, обсуждены механизмы внедрения инклюзии в повседневную жизнь и инструменты формирования профессиональных компетенций обучающихся с инвалидностью средствами проектной деятельности.

В мероприятиях Форума приняло более 200 человек из числа представителей образовательных организаций высшего (педагогического) образования, подведомственных Министерству просвещения РФ, образовательных организаций высшего образования, ведущих подготовку специалистов психолого-педагогического профиля, представителей специальных (коррекционных) школ, общеобразовательных школ и учреждений СПО, реализующих инклюзивное образование, студентов с инвалидностью. 

Участниками Форума стало 68 человек из 30 организаций, с которыми осуществляет взаимодействие РУМЦ Мининского университета, в том числе 64 представителя из 26 вузов-партнеров РУМЦ Мининского университета, а также представители ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж», ЧУ «Нижегородский областной центр реабилитации инвалидов по зрению «Камерата», Нижегородская региональная общественная организация инвалидов «Инватур», Управления по труду и занятости населения Нижегородской области.