Шрифт
Интервал
Цвет

Новости

02.10.2022

Федеральная сеть РУМЦ организовала конференцию «Проектирование инклюзии в будущем - будущее инклюзии»

Федеральная сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) в период с 29 по 30 сентября 2022 года провела научно-методическую конференцию с международным участием «Проектирование инклюзии в будущем - будущее инклюзии» (далее - Конференция).

Конференция, инициированная в рамках IV Всероссийского научно-образовательного форума с международным участием «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке», оператором которого выступает Южный федеральный университет при поддержке Совета ректоров вузов Юга России, стала одной из площадок обсуждения методологии развития инклюзии в стране, определения научно-методических направлений в подготовке педагогов, способных через формирование нового мировоззрения и инклюзивной культуры молодого поколения проектировать общество будущего.

Переход системы образования на масштабное использование дистанционных технологий в период пандемии стал вызовом для всей системы и актуализировал необходимость разработки и внедрения новых направлений, форм работы и механизмов реализации электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в том числе и для обучения студентов с инвалидностью с учетом нарушений их здоровья.

В рамках Конференции РУМЦ Мининского университета и кафедра специальной педагогики и психологии НГПУ им.К.Минина выступили организаторами двухдневной площадки, посвященной вопросам цифровой доступности в инклюзивном высшем образовании. Всего в мероприятии приняли участие более 80 человек из 41 организации 12 регионов разных федеральных округов России.

Цифровые технологии имеют огромное значение в преодолении образовательных и социальных барьеров, поскольку они стали привычными каждодневными инструментами при выполнении элементарных задач в инклюзивном образовании. Форматы панельной дискуссии и митапа, выбранные для двухдневной площадки, позволили обсудить дефициты и риски цифровизации инклюзивного высшего образования, в том числе доступность веб-ресурсов электронного обучения, перспективы использования VR/AR и медиа технологий в инклюзивном образовании, а также компетенции педагога высшего образования для работы с обучающимися с инвалидностью в условиях виртуальной среды. В ходе дискуссии участники обозначили направления развития цифровой информационно-образовательной среды университетов, а также акцентировали внимание на необходимость систематизации цифровых ресурсов и сервисов по уровню доступности для лиц с инвалидностью и разработки методических рекомендаций по их использованию. С целью устранения дефицитов и минимизации рисков цифровизации инклюзивного высшего образования образовательным организациям рекомендовано включить в содержание дополнительных программ повышения квалификации блоки, направленные на понимание возможностей современных цифровых сервисов и ассистивных информационных технологий и формирование навыков их использования в профессиональной деятельности. Для расширения линейки возможностей интеграции инвалидов в социальное пространство вузам и педагогическому сообществу активно использовать потенциал медийного пространства в образовательной и воспитательной деятельности и популяризацию среди студентов цифровых сервисов и ассистивных информационных технологий.

 

По итогам работы секционной площадки участниками сформулированы следующие тезисы и предложения:

  • Эффективность инклюзивного образования зависит от единства целей всех его участников: обучающихся и их родителей, педагогов, организаторов образования.
  • Ключевыми направлениями прикладных исследований в предстоящий период должны стать исследования феномена инклюзивной культуры, включающие вопросы подготовки педагогических кадров, обеспечения цифровой доступности, разработки моделей и технологий инклюзивного образования.
  • Для повышения успешности инклюзивного образования целесообразно включение в число субъектов образования наставников (тьюторов),  обеспечивающих учет индивидуальных особенностей студентов как в учебной, так и во внеучебной деятельности, а также ассистентов, оказывающих техническую помощь обучающимся с инвалидностью в образовательном процессе.
  • Вузам и общественным организациям необходимо сосредоточиться на оформлении лучших практик работы в «коробочные решения» (проекты «под ключ»), обеспечивающие их самостоятельное использование иными субъектами инклюзивного образования.
  • С целью устранения дефицитов и минимизации рисков цифровизации инклюзивного высшего образования рекомендовать федеральной сети ресурсных учебно-методических центров по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ совместно с вузами-партнерами провести систематизацию цифровых ресурсов и сервисов по уровню доступности для лиц с инвалидностью, разработать методические рекомендации по их использованию, включить в содержание дополнительных программ повышения квалификации блоки, направленные на понимание возможностей современных цифровых сервисов и ассистивных информационных технологий и формирование навыков их использования в профессиональной деятельности.
  • Для расширения линейки возможностей интеграции инвалидов в социальное пространство вузам и педагогическому сообществу рекомендуется использовать потенциал медийного пространства в образовательной и воспитательной деятельности и популяризацию среди студентов цифровых сервисов и ассистивных информационных технологий.