Новости
- Главная
- /
- Новости
- /
- В Пятигорске завершилась первая общероссийская студенческая смена по инклюзивному волонтерству и инклюзивному туризму
В Пятигорске завершилась первая общероссийская студенческая смена по инклюзивному волонтерству и инклюзивному туризму
Сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья впервые провела для студентов российских вузов смену по инклюзивному волонтерству и инклюзивному туризму. Ее цель - подготовка волонтерского инклюзивного корпуса и развитие молодежных инициатив в сфере инклюзии.
Операторами смены выступили Северо-Кавказский и Южный федеральные университеты.
На первом (заочном) этапе для участников было организовано обучение по дополнительной образовательной программе «Волонтерская деятельность в инклюзивной среде». Участниками стали 832 студента из 227 вузов из 74 субъектов Российской Федерации. По результатам экспертной оценки портфолио, мотивационных писем и видеопрезентаций был осуществлен конкурсный отбор участников. По итогам конкурсного отбора определилось 80 студентов, которые прибыли в Пятигорск на очный этап.
Помимо российских студентов, участниками стали представители Донецкой и Луганской Народных республик. Всего на площадке Пятигорска собралось более 100 человек.
Здесь с 19 по 23 сентября ребят ждала насыщенная интерактивная программа от тренеров и экспертов: в расписание включены занятия и мастер-классы в области мотивационных и социально-психологических тренингов, инклюзивной культуры и социального предпринимательства.
За пять дней Общероссийской студенческой смены по инклюзивному волонтерству и туризму участники посетили пять образовательных треков (навигатор инклюзивного социального проектирования; социально-ориентированный проект: от идеи к воплощению; формирование инклюзивной культуры в обществе; развитие коммуникативной компетенции и лидерских качеств; инклюзивный туризм: технологии анализа и оценки туристической инфраструктуры), разработали и презентовали собственные проекты, провели экспертизу доступности двух экскурсионных туристических маршрутов по городам Кавказских Минеральных Вод.
Добровольцы из 36 регионов России, а также Донецкой и Луганской Народных Республик по итогам лекций, тренингов и мастер-классов по инклюзивной культуре и социальному предпринимательству разработали и презентовали проекты. Области разработки проектов были связаны с разными сферами жизни общества: инклюзивный туризм, адаптивный спорт, безбарьерная среда и творчество без границ. Среди инициатив – мобильные приложения, туристические маршруты, школы для людей с ограниченными возможностями здоровья и др.
По итогам смены участники получили сертификаты волонтеров-наставников.
От Мининского университета участницей очного этапа, сертифицированным волонтером-наставником стала Назарова Екатерина, студентка факультета управления и социально-технических сервисов.
Как рассказала Екатерина, смена стала потрясающим опытом в области инклюзивного туризма, площадкой для приобретения новых знаний и компетенций в этой области, а образовательные треки и работа над проектами давали практико-ориентированные знания в области социального проектирования.
Не менее насыщенной стала и деловая программа мероприятия, в которой особая роль была отведена деятельности федеральной сети РУМЦ.
Деловая программа включала в себя проектную сессию, которая была посвящена вопросам создания инклюзивной среды в университетах в контексте реализации Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц (до 2030 года);
Сессия включала работу над тремя треками:
Трек 1. Социальное проектирование инклюзивных волонтерских инициатив: мотивация, механизмы, инструменты
В числе ведущих экспертов (организаторов/модераторов) выступила директор РУМЦ Мининского университета Т.Ф. Краснопевцева, также Татьяна Федоровна выступила в качестве спикера на тему «Инклюзивное волонтерство как часть экосистемы вуза»
Вопросами трека для обсуждения стали: создание условий в вузе для стимулирования инициатив студентов в разработке и участии в инклюзивных проектах; меры для развития инклюзивного подхода в воспитательной деятельности и молодежной политике вузов; роль волонтерских центров в образовательных организациях высшего образования в развитии инклюзивных молодежных инициатив и др.
Трек 2. Роль вузов в развитии инклюзивного туризма
В рамках трека обсудили следующие вопросы: возможности вуза в популяризации туризма (доступных форм туризма) для молодежи с инвалидностью и ОВЗ; доступность транспортной инфраструктуры в обеспечении инклюзивного туризма; подготовка кадров для создания и реализации инклюзивных туристических продуктов, обслуживания туристов с ОВЗ; участие вузов в исследовании и проектировании инклюзивных туристических программ и маршрутов.
Трек 3. Реабилитационный потенциал среды вуза
Ведущими экспертами (организаторами/ модераторами) выступили представители РУМЦ МГППУ, РУМЦ РГСУ, в число экспертов вошли представители РУМЦ НГПУ им. Минина, РУМЦ ЮФУ, РУМЦ ЧелГУ.
Содержание трека предполагала презентацию моделей реабилитации обучающихся вузов; общественно-профессиональное обсуждение представленных моделей, проектирование рекомендаций по апробации и внедрению моделей.
Таким образом, в рамках проектной сессии были рассмотрены актуальные вопросы молодежной политики в области развития инклюзивной культуры студенчества, сформированы предложения и рекомендации вузам по направлениям: социальное проектирование инклюзивных волонтерских инициатив, роль вузов в развитии инклюзивного туризма, реабилитационный потенциал среды вуза. Также на проектной сессии были представлены модели реабилитации студентов с инвалидностью.