Шрифт
Интервал
Цвет

Новости

10.12.2020

Потенциал дефектологического образования в процессе институционализации инклюзии в высшей школе обсудили на форсайт-сессии отраслевых РУМЦ, подведомственных Минпросвещения РФ

08 декабря 2020 года РУМЦ Мининского университета совместно с РУМЦ МГППУ, РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена провели форсайт-сессию «Дефектологическое образование как ресурс развития инклюзии в высшей школе».

Целевым ориентиром мероприятия стало определение путей реализации потенциала дефектологического образования в процессе институционализации инклюзии в высшей школе. С приветственным словом к участникам, подчеркнув значимость и важность тематики мероприятия, обратились представители органов государственной власти, Министерства образования и науки РФ, представители Министерства просвещения РФ, руководители образовательных организаций высшего образования:

Смолин Олег Николаевич, депутат Государственный Думы РФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, вице-президент Всероссийского общества слепых, председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех», академик Российской академии образования, доктор философских наук, профессор:

«Я убеждён, что образование детей и  студентов с инвалидностью – это важная  часть формирования нашего драгоценного человеческого потенциала, и мы не можем воссоздать человеческий потенциал нашей страны без развития, использования потенциала нашего времени. Я напомню, что в последнее время лучшие экономисты мира признают главным фактором экономического роста именно человеческий потенциал. А люди с инвалидностью всегда занимали достойное место среди выдающихся борцов, культуры, государства, науки и других областей человеческой жизни. Но самое главное – это не отдельные достижения, а необходимость иметь высокий общий уровень подготовки школьников и студентов с инвалидностью. Я хочу обратиться с напоминанием к тем, кто  хочет получить высшее образование среди  ребят с инвалидностью и занять достойное место в жизни: «Помните,  что к нам относятся, как к равным, в одном случае – если мы достигаем результата выше среднего уровня».

 

Милёхин Андрей Викторович, директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения Российской Федерации, кандидат психологических наук:

«В настоящее время одной из приоритетных задач, в том числе в связи с эпидемиологической ситуацией, является вопрос об оснащении педагога теми методологическими средствами, которые позволили бы обучать ребенка с ОВЗ и инвалидностью максимально полезно и эффективно для него. Безусловно, огромное значение имеют полезные практические советы и положительные практики. Мы хорошо понимаем специфику осуществления деятельности наших РУМЦ в педагогических вузах, и это содержание крайне востребовано студентами. Деятельность РУМЦ, созданных на базе педагогических вузов, находящихся в ведении Минпросвещения РФ, связана, в том числе с особой миссией, когда, кроме создания условий для получения образования молодежи с ОВЗ и инвалидностью, важная роль отводится и положительным практикам формирования инклюзивной культуры, в том числе среди ребят, которые не имеют ограничений по здоровью. Очень хочется, чтобы неким аккордом трех РУМЦ, неким трезвучием, нам удалось бы выйти и на некоторое переосмысление педагогических программ относительно вооружения всех, кто обучается по профессии «педагог». Очень важно формировать у них те навыки и умения, а самое главное, на мой взгляд, еще и качества, которые позволят в будущем найти тот самый индивидуальный подход для ребенка с любой нозологией».

Москалева Светлана Александровна, заместитель начальника отдела Департамента координации деятельности организаций высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации:

«Сегодняшнее мероприятия очень важное и своевременное, потому что кадровое обеспечение существующей системы обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья наряду с повышением качества и доступности инклюзивного высшего образования является приоритетной задачей двух министерств. В этой связи министерства, конечно, работают над сопряжением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) с профессиональными стандартами, а также особое внимание уделяют  расширению перечня универсальных компетенций по непрофильным ФГОСам.   Вузы, в свою очередь, принимают активное участие в обеспечении повышения квалификации сотрудников  в сфере реализации инклюзивного образования. В настоящее время уже 85% ВУЗов системы высшего образования, в принципе, обеспечивает повышение квалификации своих сотрудников.  В свою очередь, Министерство образования и науки РФ осуществляет доработку профстандарта «Педагог-дефектолог», поэтому мы постараемся с особой внимательностью отнестись к тем результатам, которые будут получены по завершению данного мероприятия, повестка которого, безусловно, интригующая».

Рубцов Виталий Владимирович, президент Московского государственного психолого-педагогического университета, член Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, президент Ассоциации инклюзивных вузов, академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор:

«Студент с инвалидностью, попадая  в высшее учебное заведение, сталкивается с целым рядом педагогических работников, от мастерства, компетенции которых зависит его благополучие, его мотивация и желание учиться в этом образовательном учреждении. Сегодня подчеркивается ресурс дефектологического образования, который является  ключевым в сопровождении  ребят с инвалидностью. Формирование профессиональных компетенций педагогов и  умения у них  координировать,  направлять,   поддерживать и сопровождать ребят с инвалидностью является ключевой задачей. Это, конечно, очень серьезная задача,  которая сегодня будет обсуждаться. И она же выделена как особый фокус сегодняшней сессии. Я абсолютно убежден, что Министерство просвещения РФ отнесётся внимательно к результатам сессии и верю, что эти результаты станут началом для дальнейшего развития инклюзивного образования».

Богданов Сергей Игоревич, ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, член-корреспондент Российской академии образования, доктор филологических наук, профессор:

«Развитие инклюзивного образования - один из приоритетов настоящего времени и проведение сегодняшнего мероприятия имеет важное значение! От нашей сегодняшней работы, эффективности взаимодействия зависит то, насколько мы вместе сможем помочь людям с инвалидностью в реализации их права на получение высшего образования».

Сдобняков Виктор Владимирович, и.о. ректора Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, кандидат физико-математических наук, доцент:

«Сегодня нам предстоит сделать еще один шаг на пути, как к осознанию, так и решению задач в сфере сопряжения ресурсов дефектологического и инклюзивного образования в высшей школе. Инклюзивное образование является важнейшим направлением государственной политики нашей страны и вошло в нашу жизнь уже на всех уровнях образования, начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая высшим образованием. Во многом успех инклюзивного образования зависит прежде всего от педагогов: примет ли он эту идею сам, поверит ли в нее и в свою способность управлять ситуацией в условиях инклюзивного образования. И выражение: «Кадры решают всё» здесь абсолютно уместно. И свою задачу мы здесь видим в придании образовательному процессу высшей школы целостность, последовательность и преемственность. И конечно, нам не обойтись в этом вопросе без основ дефектологии, а особенно при формировании компетенций, необходимых педагогу для создания социальной ситуации развития обучающихся, соответствующей специфике их возраста и психофизиологического развития.

В настоящий момент сеть ресурсных учебно-методических центров накопила уже значительный опыт в данном направлении и очень важно, чтобы этот опыт изучили и эффективно использовали».

Форсайт-сессия стала дискуссионной площадкой для обсуждения профессионально-общественным сообществом актуальных вопросов дефектологического обеспечения инклюзивного высшего образования по следующим направлениям:

  • Инклюзивная преподавательская практика в высшей школе: дефектологический аспект.
  • Кадровые условия реализации специфических потребностей студентов-инвалидов: дефектологические основы.
  • Преемственность школьного и вузовского образования лиц с инвалидностью: дефектологическая практика в контексте инклюзии

 

Профессионально-общественное обсуждение прошло в рамках 3-х тематических коворкингов:

  • Коворкинг «Преподаватель инклюзивной высшей школы: универсальный дефектологический контент?»

Площадка стала дискуссионным полем по обсуждению проблем компетентности преподавателей вуза в работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, имеющими особые образовательные потребности, вопросов подготовки преподавателей вуза к использованию в профессиональной деятельности инклюзивных практик также определению содержательных треков в подготовке преподавателей высшей школы к обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Кантор Виталий Зорахович, проректор по инклюзивному образованию ФГБОУ ВО «РГПУ им.А.И.Герцена», доктор педагогических наук, профессор и Кудрявцев Владимир Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина», представили результаты обсуждения проблемных вопросов в рамках данного тематического коворкинга.

 

Кудрявцев Владимир Александрович:

«На нашей площадке были проанализированы результаты очень емких и масштабных исследований, в том числе по готовности педагогов к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ, а также результаты исследований отдельных субъектных позиций разных представителей вузовского сообщества: это и преподаватели, и обучающиеся, представители администрации разных вузов и, конечно, представители общественных организаций. Сегодня расставлены очень важные акценты, определены реперные точки на путях развития педагога вуза – педагога, компетентного в сфере обучения и сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. В ходе коворкинга возник актуальный вопрос, который с пристальным вниманием обсуждался, и, не решив который, мы не сможем продвинуться дальше. Это профессиональные стандарты. Именно в профессиональных стандартах должен быть четко обозначено  дефектологическое содержание, специальные компетенции, формирование которых позволит эффективно реализовывать образовательные программы, в том числе для студентов с ОВЗ и инвалидностью. Были предложены 11 компетентных позиций, которые в режиме оперативного онлайн голосование были поддержаны большинством участников. Безусловно, это только начало пути. Мы уверены, что  данные наработки по содержанию именно компетентностного поля педагога найдут в дальнейшем свое воплощение и практическую реализацию».

Кантор Виталий Зорахович:

«Задачи, которые мы перед собой ставили, организуя эту форсайт-сессию, мы решили. И нам есть над чем работать дальше».

Всего в мероприятии приняло участие 27 человек.

  • Коворкинг «Педагог вуза: взгляд студента-инвалида – достижимо ли портретное сходство?»

Площадка стала дискуссионным полем по обсуждению основных качеств педагога вуза, работающего в условиях инклюзии, и вопросов организации инклюзивного высшего образования. В рамках коворкинга обсудили содержательный контент компетенций, которыми должен обладать преподаватель, реализующий инклюзивное образование, особенности инклюзивного образования в педагогическом вузе, соответствие ожидания студентов с инвалидностью реалиям современного высшего образования.

 

Антропов Александр Петрович, кандидат педагогических наук, доцент,  директор института дефектологического образования и реабилитации, директор РУМЦ ФГБОУ ВО «РГПУ им.А.И.Герцена», представил результаты обсуждения проблемных вопросов в рамках данного тематического коворкинга:

«Надо сказать, что, сколько бы мы не обсуждали вопрос о том: «Какого преподавателя хочет видеть студент с инвалидностью и ОВЗ в вузе?», мы всё равно приходили к вопросу о том: «Каким должен быть сам студент?». И студенты, и преподаватели говорили о том, что здесь очень важна мотивация студента, очень важно его личное желание достичь успеха, его ответственность перед собой, перед коллегами и перед будущей профессией. И, безусловно, его желание конкурировать на рынке труда. Все студенты говорили о том, что  рынок труда предъявляет особые требования и надо этим требованиям соответствовать. Что касается обучения в вузе, то любой студент с инвалидностью хочет видеть в преподавателе, с одной стороны, тоже самое, что и студент с нормой здоровья: внимание, компетентность, знание своего предмета, умение преподавать этот предмет, а с другой стороны, знание особенностей обучения студентов с инвалидностью различных нозологических групп и желание видеть в нем будущего специалиста, развивать в нем компетенции, которые требует его будущая профессия».

Всего в мероприятии приняло участие 43 человека.

 

  • Коворкинг «Школа – колледж – вуз в образовании лиц с инвалидностью: звенья одной цепи?»

Площадка стала дискуссионным полем по обсуждению вопросов непрерывности и преемственности в образовательной вертикали школа-колледж-вуз. В рамках коворкинга обсудили позитивные практики и пути сотрудничества в выстраивании вертикали преемственности от дошкольного до профессионального образования и трудоустройства человека с инвалидностью.

 

Алехина Светлана Владимировна, проректор по инклюзивному образованию ФГБОУ ВО «МГППУ», директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ, кандидат психологических наук, доцент, представила результаты обсуждения проблемных вопросов в рамках данного тематического коворкинга:

«Такие диалоги, такие переговоры, когда встречаются профессионалы из нескольких уровней образования: начиная с детского сада, школы, СПО и заканчивая вузом, должны стать постоянной стабильной практикой, некоторой культурной нормой, и не только в рамках коворкинга, форсайт-сессии, а в реальной педагогической практике. Очень важно, чтобы школа «говорила» с детским садом, а потом «разговаривала» с колледжем, а потом колледж «разговаривал» с вузом. Когда разные вертикали образования будут «разговаривать», то построение индивидуальной образовательной траектории наших обучающихся с инвалидностью, будет сталкиваться с наименьшим количеством барьеров, которые так и не позволяют нам решить проблему непрерывности инклюзивного процесса в образовании. Форсайт-сессия, связанная с дефектологическим образованием, однозначно подняла этот пласт. Коворкинг стал неким лабораторным заседанием, когда люди, работающие на разных уровнях образования услышали друг друга и, конечно, заинтересованы во взаимодействии. Мы пришли к тому, что сегодня надо искать процессы, которые являются мостами между образовательными вертикалями. В рамках коворкинга участниками представлены интересные, заслуживающие внимания практики профориентации обучающихся и бережной сопровождающей «передачи» их в учреждения СПО и высшую школу».

Всего в мероприятии приняло участие 27 человек.

В целом участниками мероприятий форсат-сессии стали 86 человек из числа представителей органов государственной власти, Министерства образования и науки РФ, представители Министерства просвещения РФ, руководителей и сотрудников образовательных организаций всех уровней, обучающихся с инвалидностью и ОВЗ вузов-партнеров  РУМЦ, подведомственных Министерству просвещения РФ.

 

Фото, презентации и видеоматериалы мероприятия доступны по ссылкам:

Фото и презентации 

Торжественная часть 

Коворкинг «Преподаватель инклюзивной высшей школы: универсальный дефектологический контент?»

Коворкинг «Педагог вуза: взгляд студента-инвалида – достижимо ли портретное сходство?» 

Коворкинг «Школа – колледж – вуз в образовании лиц с инвалидностью: звенья одной цепи?»

Подведение итогов