Шрифт
Интервал
Цвет

Новости

11.12.2023

Отраслевые РУМЦ, подведомственные Мипросвещения РФ, провели сетевой (отраслевой) форум «Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития»

РУМЦ Мининского университета совместно с РУМЦ МГППУ, РУМЦ им. РГПУ им. А.И. Герцена при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках взаимодействия с образовательными организациями высшего образования в период с 7 по 8 декабря 2023 года организуют ежегодный сетевой (отраслевой) форум «Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития» (далее - Форум).

Форум проводится в соответствии с мероприятием II. 2.6 Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц от 10 апреля 2023 г. N 3838п-П8.

Программа Форума включала в себя пленарное заседание и работу тематических секций и дискуссионных площадок: ««Инклюзивное образование: непрерывная профессионализация от довузовской подготовки до закрепления в профессии»; «Инклюзивное высшее образование: ресурсное обеспечение и практики реализации образовательного процесса в вузе»; «Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность»; «Инклюзивное высшее образование: практики вузовских психолого-педагогических исследований»; дискуссионная площадка «Заставить нельзя мотивировать»; дискуссионная площадка «Свет и тень проектной и научно-исследовательской деятельности в сфере инклюзивного образования»; дискуссионная площадка «Наставничество: современный тренд или ресурс развития инклюзивного образования?»; дискуссионная площадка «Роль семьи в успешности профессионального становления ребенка с инвалидностью» и др.

В рамках форума также был организован вебинар «Реализация комплекса мероприятий, направленных на поступление лиц с инвалидностью на бюджетные места в вузы». В рамках работы вебинара представлены разработанные сетью РУМЦ ВО методические рекомендации по реализации комплекса мер, направленных на поступление лиц с инвалидностью на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в рамках особой квоты, предусмотренной частью 5 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации«, в том числе включающего мероприятия по совершенствованию деятельности подготовительных отделений образовательных организаций высшего образования, отбираемых в соответствии с приказом Минобрнауки России от 7 октября 2020 г. № 1276.

 

Значимость темы инклюзии подчеркнули первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, академик РАО Олег Смолин, вице-президент Межрегионального Союза дефектологов России Оксана Симакова, ректор Луганского государственного университета имени В.Даля Виктор Рябичев. В онлайн-формате к событию присоединились заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации  Ольга Петрова и заместитель директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения Российской Федерации Сергей Антонов.

В рамках форума участники обсудили стратегические ориентиры вузов для решения задач развития инклюзивного высшего психолого-педагогического образования, механизмы межведомственного взаимодействия в рамках реализации мероприятий, предусмотренных МКП, актуальные проблемы непрерывной профессионализации лиц с инвалидностью и ОВЗ, актуальные направления и задачи научных исследований в области   инклюзивного высшего психолого-педагогического образования, тенденции и перспективы развития конкурсного движение как ресурса личностного и профессионального развития человека с инвалидностью, обсудят актуальные проблемы в подготовке психолого-педагогических кадров для реализации инклюзивного образования, поделятся опытом в обучении и сопровождении студентов с инвалидностью и ОВЗ в образовательных организациях высшего образования, разработке и применении цифровых и медиа инструментов в инклюзивном высшем образовании и др.

На форуме с докладом «Актуальные задачи научных исследований в области инклюзивного высшего психолого-педагогического образования» выступила доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института коррекционной педагогики РАО, председатель Экспертного совета по образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию Татьяна Соловьева.

Также специалисты отметили важность конкурсного движения, которое поможет людям с ОВЗ раскрыть свои профессиональные и личностные качества и поделились опытом сопровождения студенческой жизни обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

В рамках форума подвели итоги III Всероссийского конкурса практик инклюзивного высшего и среднего профессионального образования – 2023. Победителем в номинации «Цифровые технологии в инклюзивном образовательном процессе» стал вуз-партнер РУМЦ Мининского университета Тольяттинский государственный университет, представивший практику «Построение адаптивной модели инклюзивного онлайн-обучения на основе анализа цифрового следа студентов». 

Участие в форуме приняли 435 специалистов из 283 организаций, в том числе представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами обучения лиц с инвалидностью, преподаватели и сотрудники вузов со всей России, в том числе представители 23 педагогических университетов из 19 регионов, а также представители общественных объединений инвалидов, некоммерческих организаций, студенческой молодежи, в том числе инклюзивные волонтеры.

География Форума составила 65 регионов: Алтайский край, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Донецкая Народная Республика, Забайкальский край, Запорожская область, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Калужская область, Карачаево-Черкесская Республика, Кемеровская область, Кировская область, Красноярский край, Курганская область, Липецкая область, Луганская Народная Республика, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Приморский край, Псковская область, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Хакасия, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Санкт-Петербург, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Тюменская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская область, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Ярославская область.

В мероприятии приняли участие 57 представителей из 16 вузов-партнеров РУМЦ Мининского университета.

Фотоматериалы доступны по ссылке

Презентации

Резолюция Форума